Встречайте! Главный судья приключенческой гонки Red Fox Adventure Race 2020 – опытный спортсмен и организатор мультиспортивных стартов, неоднократный победитель гонки Red Fox Adventure Race и капитан команды TRITON - POWERUP Adventure Team Илья Строганов!
Давайте знакомиться?!
Илья Строганов, 37 лет. Родился в г. Мончегорск Мурманской области. Участник приключенческих гонок, марафонов, бреветов. КМС по лыжным гонкам, велотуризму. Организатор приключенческой гонки MatrasOFF Race, «Весеннего водного рогейна на байдарках», Ice Trail, «Лыжного марафона в Орехово», серии стартов спортивного клуба «Токсово».
- Илья, с какого года ты участвуешь в гонке Red Fox Adventure Race?
Об этих соревнованиях слышал почти с самого начала их проведения. На тот момент я даже не знал о существовании компании Red Fox, думал, это просто название старта. И так было на протяжении пяти лет, пока гонка не прошла в Ленинградской области, где победил мой хороший знакомый Игорь Клепча. На тот момент старт уже был раскручен и имел много положительных отзывов. Тогда мне захотелось обязательно принять в нём участие. В 2011 г. меня пригласили в сильную команду, и мы стартовали. Так состоялся мой дебют в этом мероприятии.
- Как для себя открыл мультиспорт?
Со школьных лет занимался горными, а потом беговыми лыжами. После переезда с Мурманской области снежные зимы закончились, лето стало более продолжительным. И я купил свой первый горный велосипед. Началось всё с походов по России, потом по Европе. Со временем походы стали более спортивными, проезжали по 100-120 км в день с большими баулами. Ориентировались по географическим картам, - навигаторы появились позднее. Как-то от знакомых узнал о городском старте Urban Race. Это было в 2007 году. Приключенческие гонки тогда как раз начали активно развиваться. Я написал на форуме, что ищу напарника, желающего научить меня пользоваться обвязкой, а также быть навигатором в команде. Откликнулся Алексей Васильев, который организовал для меня несколько парковых тренировок, где натянул переправы. И мы успешно заявились в класс Lite и заняли 2-е место. Это положило начало моему увлечению мультиспортом.
Первые проверки на прочность я проходил с Юрием Бородулиным. На этих стартах я мог только хорошо крутить, еле успевать на трекингах и как-то грести в лодке (на что Юра не раз ругался). Поэтому и с картой я не особо работал. Но, спустя какое-то время, что-то стало получаться, и мне уже доверяли ориентирование. Наверное, тогда и стал запоминать не только место старта, но и то, что происходит между КП. Уже следя за картой, наблюдал и за местностью.
- Какой формат гонок ты предпочитаешь? Участвуешь ли в международных стартах?
Я совсем не спринтер и никогда им не был. Всегда любил длинные старты, где важны выносливость и стратегия. Если выбирать между гонкой на 8 или 24 часа, выберу второе. Если предложат 48+, то заявлюсь туда. Раньше мы часто ездили за рубеж, пару раз даже попадали в тройку и побеждали. Гонки там отличаются от российских, многому можно поучиться. Это и совершенствование спортивных навыков, и полезно для организаторского роста. Сейчас я езжу реже, поскольку много работы по своим стартам.
- Самая запомнившаяся тебе гонка Red Fox Adventure Race.
Все последние старты чётко отложились в моей памяти, и выделить какую-то гонку сложно. Могу вспомнить отдельные этапы. Это байдарка на Белом море (где важно было рассчитать приливы и отливы, а то можно было сесть на мель и долго тащить лодку между островами), сплав по Керети. Был очень красивый пеший этап на Онеге, где мы очень долго шли среди скал по большим каменным валунам в поисках КП. Всегда запоминаются спонтанные “плавательные” КП. Они были и под Выборгом на велоэтапах, на ледяной Ладоге на трекинге между островами и в Карелии под водопадами.
- В гонке Red Fox Adventure Race принимают участие как профессионалы, так и любители. Ты впервые выступил на Red Fox Adventure Race уже в качестве подготовленного спортсмена?
Свою первую Red Fox Adventure Race я прошёл сразу с опытной командой «Молодого Бойца» во главе с Юрием Бородулиным. Мы до этого не раз бегали с ним старты не меньшей протяжённости, поэтому морально я уже был готов к суровым испытаниям. Старт проходил под Сортавалой в необычном формате рогейна. Мы переоценили наши возможности и не успели на дорогие водные КП. И дистанция получилась в основном велосипедная. В итоге мы заняли обидное второе место, проиграв смешанной паре. Вот такие мы были “профессионалы”.
- Ты несколько раз поднимался на призовой пьедестал Red Fox Adventure Race. Какая победа для тебя самая яркая и почему?
Да, нам посчастливилось не раз постоять на подиуме. Точнее, из всех стартов самым “провальным” был чемпионат Европы 2017 года, где мы впервые не попали на “тумбочку” и заняли пятое место. Самым ярким выступлением считаю старт 2014 года, где с украинским другом Костей Марченко рубились за призы в четвёрках. Месяцем ранее этой же командой мы не очень успешно выступили на чемпионате Европы в Турции, где тактически проиграли нашей женской «Арене», из-за чего сильно огорчились (здесь более уместно красноречие Владимира Левченко). Поэтому через месяц на Red Fox’е цель была выложиться по-полной.
И вот пол дистанции позади, и мы лидеры среди четвёрок. Какой-то отрыв есть, - «Арена» сзади, остальные тоже. Впереди бесконечный гребной этап (он же заключительный). И впереди только две двойки - Соколов-Эдуардов, Похващев-Роготнев. Это сильные гребцы и хорошие ориентировщики. Нам бы только сохранить свою позицию. А на Ладоге начался шторм: ветрюга, волна перекатывает поверх юбок. Берег вдоль горизонта скалистый, - в случае ЧП не причалить. Все мокрые насквозь, холод собачий. Хорошо, что у нас были туристические байдарки, - они более устойчивые при такой погоде. Более опытные команды (как оказалось и лидеры) стали намеренно удлинять себе маршрут, обходя открытые пространства Ладоги, скрываясь от волны за островами. Мы же даже не думали об этом и тупо шли напрямую от КП к КП по кратчайшему расстоянию. Матерясь, вздрагивая, возможно, не до конца понимая все риски, гребли, что есть сил. И благодаря этому к финишу опередили всех. Стратегия остальных впереди идущих команд нам была абсолютно неизвестна, мы до последнего КП не знали нашу позицию. Поэтому этот победный финиш в абсолюте был очень неожиданным и сладким!
- Тяжело на протяжении стольких лет поддерживать высокий уровень выступлений?
Это достаточно философский вопрос. И наш высокий уровень весьма относителен. Мы сильны на отдельных стартах – приключенческих гонках. Но, если взять отдельные составляющие мультиспорта такие, как спортивное ориентирование или трейлы, там всегда очень высокая конкуренция. Там нам ничего “не светит”. Или, к примеру, если поехать за рубеж на мультигонки, там соперники будут посерьёзней, даже в соседней Финляндии или Эстонии. Поэтому наш здешний “высокий” уровень будет переоценён. Но, тем не менее, мы всерьёз тренируемся и готовимся к каждому старту отдельно.
- В чем «изюминка» Red Fox Adventure Race, на твой взгляд?
Слаженная команда организаторов, проверенный коллектив, хорошая спонсорская поддержка – залог хорошего продукта. Дата очень удачна, дополнительный выходной очень кстати для приезжающих издалека. И, конечно, сложная и красивая дистанция в интересном районе!
Ощущение праздника также создают хороший полевой сервис, белые ночи и неплохой призовой фонд.
- В 2017 г. в рамках гонки ты принял участие в чемпионате Европы. Каковы твои впечатления? Уровень конкуренции был высокий?
Мне очень понравился сам старт и подход организаторов к нему. Всё было сделано по-европейски. Было видно, что великий дизайнер Виталий Чегаровский переборол себя и сделал человеческий трекинг по тропам и дорожкам :). Был быстрый и качественный велосипед, зрелищные и несложные технические этапы. Всё как любят иностранцы! Нам, да и многим тоже понравилось. Благодаря хорошему маркетингу, приехало много иностранных команд. Точнее, в российский лимит уложились лишь 3-4 команды русских. Поэтому конкуренция сильно возросла, отчего стало значительно интересней. У нас был экспериментальный состав, поэтому спрогнозировать место было сложно, но все боролись до конца.
- Самый любимый этап на Red Fox Adventure Race.
Я традиционно люблю велосипед. Но прекрасно осознаю, что на скорости почти ничего из красот на нём не замечаю. Только карта, перекрёстки и отметка на КП. Поэтому самые созидательные моменты в памяти – это байдарка. Будем считать, что это мне сейчас больше по душе.
- Что сложнее для тебя на Red Fox Adventure Race – принимать решения как капитан команды или преодолевать препятствия?
План на гонку (маршрут, способ преодоления препятствий, снаряжение) решается после выдачи карт сообща. Разногласий обычно нет, приходим вместе к осознанному стратегическому решению. После чего на самой гонке уже легче, так как всё уже оговорено у палатки. Нюансы на маршруте должен решать навигатор или самый бодрый в данный момент. На гонке для меня основная сложность - это вторая или третья ночь (точнее рассвет). Вот тут часто приходится бороться со сном и “идти через не могу”. И вопросы капитанства уже отходят на второй план :)
- Как ты считаешь, в чём преимущество твоей команды перед другими участниками?
Опыт и мотивация. Мы всегда заряжены на результат. Выходить на старт без амбициозных целей нельзя. Только так можно сломать соперника и выиграть гонку. И в нашей команде всегда была сильная девочка: Наталья Абрамова, Виктория Зарина, теперь Ольга Лимонова. Это, безусловно, тоже часть успешного выступления. А ещё важны взаимопонимание и поддержка внутри команды. Последние годы у нас тут как раз всё складывалось очень хорошо.
- Ты сам являешься организаторов крупных стартов. Анализируешь ли ты во время гонки, как поставлена дистанция, или в этот момент сосредоточен на этапах исключительно как участник, претендующий на победу?
Старт достаточно протяжённый, поэтому возможностей подумать на разные темы много. Как раз в моменты усталости или “байдарочного затишья” очень часто удаётся побывать “за границами карты”. В середине гонки уже начинаешь делать какие-то выводы о маршруте и представлять, как мыслил дизайнер данной дистанции, чего хотел донести до нас - зрителей своего детища. Не раз почерпнёшь что-то ценное, что стоит позаимствовать на свои старты. Или, наоборот, думаешь: «Я бы сделал чуть иначе. Этот трекинг чересчур суровый, а этап байдарок, возможно, слишком затяжной». Мыслей всегда много.
- Что тебя связывает с Red Fox Adventure Race, кроме любви к мультиспорту и приключениям?
Все сюда едут ради приключений. Кто-то хочет испытать себя в очередной раз, кто-то увидеть природу интересного района. Поэтому гонки и называются «приключенческие». Этого уже достаточно, чтобы заявиться на старт и пройти маршрут.
Также для меня это повод встретить знакомых и друзей, пообщаться на около спортивные темы. Если удастся победить, то это ещё и небольшой плюсик в копилку организаторского мастерства, - больше доверия публики и зрителей к моим собственным стартам. Я считаю это не менее важным.
- Как ты думаешь, многие ли после таких гонок начинают серьёзно увлекаться мультиспортом или это только “ради фана”?
К сожалению, не многие. Из года в год большинство участников не меняется. Кто “подсел” на эти старты, - уже не слезает с этой “иголки”. Но, как ни странно, и на пьедестале почти одни и те же лица (я анализирую не два-три года, а десятилетие и больше). Да, новые люди всё время приходят. Это точно. Думаю, процентов 30. Но они почему-то редко добиваются серьёзных результатов. Возможно, изначально ставя для себя невысокие фановые цели. Но это нормально. Организаторы всегда должны ориентироваться именно на середнячков. Они потом расскажут своим знакомым, как это было круто. Их фото заполнят социальные сети и будут рекламой старта следующего года.
- Насколько старт на Red Fox Adventure Race важен в среде спортсменов-профессионалов?
Многие считают его негласным чемпионатом страны по мультиспорту. Готовятся к нему со всей ответственностью. Старт охватывает большую аудиторию, где есть действительно спортсмены в признанных видах спорта (трейл, гребля, ориентирование). Так что даже узкие профессионалы должны ценить и любить эту гонку за её уникальность, мультиспортивность и сложность.
- Ты любишь проверять себя на прочность?
Я считаю это долгом любого нормального парня или мужчины. Надо уметь проверить себя как физически, так и морально. Любые сложности закаляют характер.
- Чем ещё увлекаешься помимо мультиспорта?
Сейчас это работа-хобби. Если раньше я только участвовал в стартах, заявлялся на всё, что есть в календаре, то сейчас есть семья, которую надо кормить. И я очень рад, что мне удалось из своего увлечения получить и какую-то финансовую отдачу. Сейчас я провожу массу разноплановых спортивных мероприятий и корпоративов. Зачастую бывает тяжело - живёшь в режиме стресса, с которым помогают справиться личные тренировки и поддержка семьи. Но, тем не менее, мне это нравится. В промежутках между стартами работаю в области web-разработок. А ещё пытаюсь уделять внимание семье, у нас две красавицы-дочки. Надеюсь, что в будущем смогу уделять им больше времени. Возможно, и они станут помогать мне в outdoor-мероприятиях.
- Спасибо, Илья! С нетерпением ждём новых приключений на Red Fox Adventure Race 2020!