Команды «Шустрый Хариус» и «Good-Good» (класс LongМЖи ММ)
В Рауталахти, небольшом посёлке на берегу Ладожского озера в Карелии, почти 10 утра. Довольно рано для субботы, правда? На Ладоге штиль, июньское солнышко ласково пригревает, а ветерок теребит волосы, выбившиеся из-под банданы. Но люди на берегу озера совершенно не обращают внимания на эти мелочи. Они запрыгивают в байдарки, разминают руки, затягивают спасжилеты. Всего через несколько минут они начнут ожесточенно работать руками и ногами и будут продолжать делать это целых 24 часа. Non-stop.
Логично начинать рассказ о гонке со старта соревнований, но RedFoxAdventureRace - это тот случай, когда приключения начинаются ещё до старта.
Прежде, чем получить на руки стартовый пакет и карты местности, по которой проходит дистанция, вам нужно... Ну да, как в той сказке - выполнить три задания. Ладно, пожалуй, двух будет достаточно. Для начала - проверка снаряжения. Чтобы ничего не упустить, все снаряжение раскладывается на специально размеченное полотно: вело шлем, веревочное снаряжение, фонарик, аптечка, - каждый предмет на своё место, и волонтёр, отвечающий за этот этап, сразу видит, все ли в порядке или чего-то недостаёт. Если с вашим снаряжением все в порядке, вы получаете наклейку "equipment OK" и отправляетесь на ropetest - верёвочный тест. Здесь не задают никаких вопросов и не нужно выбирать, в каком поле "поставить галочку". Тебе просто указывают на веревку, спускающуюся вниз со скальной стены, и говорят: "Лезь!".
Вниз, затем обратно, наверх по скале. Пролез, - получаешь наклейку "ropetest OK". Стартовый пакет радует многообразием: одних только карт... 8 штук. А ещё футболка, бандана, стартовый номер, "коробка, картонка..." и симпатичный рюкзак для всего этого добра. Теперь мы - полноценные участники гонки, и даже такие важные процедуры, как сборка байдарки и раскладывание заветных гелей и батончиков по всем возможным карманам, кажутся плёвым делом. Тем не менее, с байдаркой, прокладыванием маршрута и раскладкой питания на дистанцию возимся... аж до полуночи! Так, ну-ка быстро все по палаткам! Завтра подъем в 7 утра!
И вот мы уже в лодках. Я немного нервничаю, что плохо приспособила сидушку в байдарке, но, тем не менее, вместо того, чтобы, пока есть время, заняться этим вопросом, открыв рот, фотографирую все вокруг: озеро всё в солнечных бликах, небо голубое-голубое и эти яркие байдарки на воде, - все это добавляет эмоций к радостному предвкушению начала соревнований. Главный судья начинает отсчёт... Три-четыре-пять-СТАРТ! Мы начинаем грести как сумасшедшие и... чёртовасидушка! Поправляю её один раз, второй, третий, в расстройстве глядя на обгоняющие нас лодки. И только позже, уже после соревнований, глядя на видео старта, замечаю, что даже не смотря на мои метания,... мы все равно идём в первой пятерке!
Пейзажи карельские прекрасны, сидушка в байдарке, по-прежнему, кажется неудобной, но... что это такое белое подозрительно скрывает линию горизонта?! "Брызги от водопада!", - авторитетно заявляю я, и тут бы мне по Жениной реакции догадаться, что мол "Дорогая, что за ахинею ты несёшь, ну откуда посреди Ладоги водопад?!", - но нет, я продолжаю настаивать: "А что? Судьи же сказали, что первое КП будет непростым!". Подплыли. Оказалось, туман, который образовался из-за разницы температур в протоках и самом озере. Я немало бывала в Карелии, но такого густого тумана, да не над всем озером, а локально, лишь в некоторых местах, не видела никогда. Совершенно потрясающее чувство, когда ещё минуту назад мелькали яркие краски, светило солнце и множество пёстрых байдарок виднелось вокруг, затем несколько сот метров лишь белая пелена, в которой с разных сторон доносятся плеск вёсел и голоса и немеют руки от холодного дыхания тумана, и снова яркая картинка, будто невидимый художник вдруг включил фильтр "Насыщенность". Пройдя несколько туманных участков, доходим до бухты, где предстоит сделать первую остановку. Чтобы добраться до КП, нужно вылезти на берег, и эта мысль приводит меня в восторг! Ноги от сидения в байдарке уже затекли, и очень хочется размять их.
Что ж... Размять так размять! КП находится на вершине скалы, холма, скального холма, не знаю, как назвать эту штуку, но факт в том, что приходится прыгать с камня на камень, забираться на большие валуны, ежесекундно проваливаться в мох или хрустящие сухие ветки. Попробуйте проделать всё это на плохо слушающихся ногах. Зато вид с вершины открывается такой, что дух захватывает!
Отметив КП-шку электронным чипом, спускаемся. Гребля начинает приносить удовольствие, погода по-прежнему радует, а любоваться карельскими пейзажами я готова вечно. На байдарке берём ещё одно КП, посреди заросшей протоки, и направляемся дальше, к большому острову. К этому моменту мы прошли по Ладоге около 17 километров, а теперь нам предстоит трекинг по острову и затем верёвочные этапы здесь же.
Вы знаете, все сейчас повально увлекаются бегом. Марафоны, полумарафоны и даже ультры... 10 км кажется совсем небольшой дистанцией по сравнению с этим. А теперь представьте, что вам нужно бежать по холмам, утыканным камнями и скалами. Дорожки и тропинки? Какие такие дорожки? Что вижу, по тому и бегу: валуны, ветки, мох, острые камни, стволы деревьев, постоянные спуски вниз и подъёмы, - вот они, тропинки на трекинге RedFoxAdventureRace 2017. Ты бежишь, затем идёшь, солнце уже высоко в небе, и очень хочется пить, а бутылка воды у нас одна на всех, на весь трекинг (часа на четыре, как мы прикинули). "Попьем из Ладоги, если что!",– но, кажется, кто-то переоценил наши способности при планировании провизии на этот этап: практически все берега острова - это отвесные скалы, и просто так к воде не подойти. Ребята на бегу ещё и смотрят в карту, а вот меня на это уже не хватает - жааарко! Ой, немного промахнулись, и, только что спустившись по камням вниз, начинаем снова карабкаться наверх... Но вообще, мальчишки - отличные ориентировщики, и все КП коастеринга (берегового этапа) мы берём на одном дыхании. Углубляемся в лес. Вообще изначально идея была выйти на тропу, немного пробежаться по ней, а там уже и КП 80, расположенное в глубине острова, недалеко.
Тропу мы не нашли. Зато на нашем пути возникло болото, обозначенное на карте как речка - широченный участок затопленного леса, видимо, действительно бывший когда-то речкой. Разворачиваемся и бредём обратно, то есть, нет, карабкаемся вверх по стенке оврага, цепляясь то за ветки деревьев, то за камни, - а ведь мы только что спустились вниз! На одном из таких спусков, когда цепляться было особенно не за что, я ободрала руку, и теперь участок от локтя до запястья неприятно саднит. Зато сейчас наш путь проходит не по открытым участкам, а в приятной прохладе деревьев, которая кажется просто оазисом. И мы нашли родник! Как сориентироваться по карте, когда почти нет чётких ориентиров? Вот мы стоим у озера. "Это оно!", - Женя тычет пальцем в голубое пятнышко на карте. "Похоже... Значит, нам вперёд", - это уже Серега. Мы с Сашей стоим чуть поодаль. Дело в том, что озеро, обозначенное на карте, сильно отличается по форме, да и стороны света не совпадают... "А ещё, должны быть холмы!", - говорю я. Похоже, озеро совсем не то, значит нам не вперёд, а левее. И снова прыгаем по корням, продираемся сквозь деревья, карабкаемся на холм. Как мы узнали потом, это было одно из самых сложных КП, где даже команды-лидеры потеряли много времени, а мы управились "всего-то" за час с небольшим. Ну, всё, теперь к лодкам за снаряжением и вперед, лазить по скалам! А ещё нас ждёт... ох, нет, лучше пока про это не думать.
Самый страшный мой кошмар - как я падаю в пустоту. Я просыпаюсь от этого жуткого чувства падения, сердце колотится, и уснуть снова довольно сложно. Подойти к обрыву и посмотреть вниз - тоже удовольствие ещё то. А подойти к обрыву... спиной? Именно так и происходит начало "забавы" под названием "дюльфер со скалы". На мне обвязка со встегнутой страховочной веревкой, я осторожно подхожу поближе к краю, но не могу себя пересилить и останавливаюсь метра за два. Дальше лучше двигаться спиной и̶ ̶с̶ ̶з̶а̶к̶р̶ы̶т̶ы̶м̶и̶ ̶г̶л̶а̶з̶а̶м̶и̶, - не так страшно. "Подойди к обрыву, встань на самый край и максимально отклонись назад, чтобы веревка натянулась, а затем понемногу вытравливай верёвку, чтобы начать спуск", - вспоминаю я тренировки. Легко сказать "максимально отклонись". Толстенная 15-миллиметровая верёвка кажется такой ненадежной, когда стоишь вот так на краю пропасти, и как-то не верится, что все эти железки... Ладно.
Скала изгибается, и мне приходится изгибаться вместе с ней, ноги оказываются выше головы, то отталкиваются от камней, а то повисают в воздухе. Сверху слышится ободряющий голос Жени, снизу - Серёжи, а боковым зрением я замечаю, наконец, нет, не кусочки неба и верхушки деревьев, а землю. Последний толчок ногами, - и я внизу! Серега хлопает по спине - "Молодец!", суёт мне в руки крохотную видеокамеру и бежит на следующий этап, а я остаюсь ждать Женю. Женя спускается гораздо быстрее меня, вот мы уже тоже на пути к следующему КП. С одного края 40-метровой бухты на другой, на высоте около 7 метров над водой перекинута верёвка. КП - в середине. Встёгиваешься карабином, закреплённым у тебя на поясе в специальное приспособление - ролик, на верёвке, отталкиваешься ногами... и несёшься над пропастью. Не успеваю я подумать о том, как буду тормозить возле КП, как верёвка провисает, и ролик сам останавливается. Остаётся только подтянуться немного на руках до нужной точки и дотянуться чипом до станции КП. Легко сказать! Ролик то и дело норовит съехать обратно, и приходится прикладывать усилия, чтобы удержаться на месте и одновременно нажать кнопку. Уф!.. Теперь дело за малым, - остаётся отстегнуть карабин, разжать руки и...
Самый страшный мой кошмар - как я лечу в пустоту. Я просыпаюсь от этого жуткого чувства падения, сердце колотится, и уснуть снова довольно сложно. Только вот здесь я не просыпаюсь. Противный холодок внутри живота и никакой опоры ни под ногами, ни под руками, несколько секунд, кажущиеся вечностью, а затем - я даже не помню, как оказалась в озере. Просто лёгкие вдруг сковало судорогой от холода, руки и ноги, ожесточённо хлопающие по воде, моментально одеревенели, а берег, находящийся всего в 30 метрах, почему-то никак не приближался. Почему-то в тот момент совсем не думала о том, что на мне спасжилет и выплыть я по-любому выплыву, зато в голове очень к месту возникла мысль: "А плыть-то в кроссовках, моментально потяжелевших от воды, ну ооочень неудобно!". Да ещё система со всеми этими жумарами и прочими железками... Вылезти на берег тоже оказалось задачей не из простых, особенно, когда трясёт от холода так, что даже схватиться за уступ на скале не можешь. А зачем жумары, спросите вы? Ну да, ничего особенного, просто теперь нужно подняться по верёвке, натянутой вдоль скальной стены. Ну, так, для сугреву. Не скажу, что сильно сложно, но опять же - когда колотит озноб... А судьи-то молодцы, - на верхней точке подъёма даже мягкий коврик на скалы положили! Ха-ха, ну нет, не для участников, конечно, - чтобы верёвка не перетиралась.
После верёвок ооочень хочется посидеть вот прям тут, у большого костра, который развели волонтёры, выпить пару-тройку кружечек горячего чая... "Идём!", - буквально врывается в мой расслабившийся мозг Женин голос. Я уже сняла мокрую одежду, ладожская вода смыла с меня пот и пыль после трекинга по острову, да и жара больше не напрягает. Вечерняя Ладога по-своему прекрасна, - золотистые лучи солнца, спокойная вода... Такое умиротворение. Мы идём довольно быстро, но весло спокойно, без усилий, поворачивается в моих руках. Берём несколько КП по дороге, но после пережитых приключений всё это кажется отдыхом. "Как думаешь, впереди перед нами много команд?", - спрашиваю я Женю. "Думаю, да. Уж половина участников наверняка, а то и больше". Я расстраиваюсь, но Женя считает, что мы много времени потеряли на трекинге. Продолжаем грести. Сейчас мы уже возвращаемся в лагерь, где оставим байдарку и пересядем на велики. Тащим байдарку в транзитную зону, а вокруг уже прыгают какие-то дети. "Каша! Каша! Горячий чай! Подходите, мы вас накормим!" Все это выглядит ужасно заманчивым, но нас ждёт дальний конец карты, карьер Рускеала и 100 км на велике. На часах - 9 вечера, мы "в пути" уже почти 12 часов из отведённых 24-ых, и времени остаётся не так уж много. Но Серега, любитель перекусить, уговаривает моего сурового мужа. "Только быстро!", - и вот мы уже жуём ароматную гречку, запивая горячим сладким чаем, с которым отлично пошли заготовленные заранее бутерброды...
⠀
На великеедется отлично! Асфальтовая дорога хорошего качества, скоростные спуски. Поначалу немного сложно даются горки, - ноги, забитые на трекинге, дают о себе знать, - но потом приноравливаюсь брать их с наката, разгоняюсь на спуске и что есть силы кручу педали, тогда минимум половина подъёма делаются одной левой. Быстро-быстро доезжаем до Сортавалы, - а это уже 1/5 пути, 20 километров, находим нужные КП (мне очень запомнилось КП в трубе старинного паровоза!) и двигаемся дальше, в сторону границы с Финляндией. Когда крутишь педали, совсем тепло, мокрая после байдарки одежда высыхает на ветру, а спать, несмотря на позднее время, совсем не хочется. Да здравствуют приключения! Немного тревожит КП "над водопадом", которое отмечено на карте через несколько десятков километров, но это ещё не скоро, поэтому я просто не думаю о нём, а наслаждаюсь видами. Эх, жаль, почти не фотографировала по дороге... Очередные КП нас поджидают на вершине какого-то крутого холма (прячем велики в траве и идём пешком) и в старом заброшенном, но на удивление чистом, коровнике. А вот и водопад...
Что?! По протянутой с одного берега верёвке нужно переправиться на другой берег, остановиться в середине, свесившись вниз головой и достав из воды привязанную на верёвке станцию КП с кнопкой. Вот тут меня накрыло. Опять мокнуть?! А вдруг я не достану? А как можно нажать на кнопку КП, держась за верёвку и вися над бурлящей водой? А вдруг в шуме водопада я не услышу сигнальный писк станции, означающий, что отметка сделана? Надо отдать должное Жене, он раз десять спокойно ответил на все вопросы (и, видимо, перекрестился, когда я наконец сдвинулась с места). На деле всё оказалось гораздо проще. Я без проблем подцепила верёвку из воды, небольшой акробатический этюд, - и станция мигнула красной лампочкой, оказывается, звук слышать было вовсе не обязательно! На другом берегу водопада Сережа с Сашей помогли мне отстегнуть карабин, мы дождались Женю и двинулись на великах дальше, даже не промокнув! Карьер Рускеала... За таким названием непременно должно скрываться нечто завораживающие, казалось мне, да ещё Серега со своими рассказами про "безумно красивую бирюзовую воду" подогревал интерес. Знали бы мы, что ожидает нас в карьере...
"Берёте воот эту пенопластовую доску, несёте на другую сторону карьера и оставляете волонтеру; затем возвращаетесь на ту скалу и съезжаете на троллее в воду; волонтёр кидает вам вашу доску, ну, и плывёте себе дальше на ней вдоль карьера. Вам нужно найти и отметить три КП. Ну да, прямо в воду на троллее съезжаете. Ну да, мокро и холодно. А вы что хотели?!". Несмотря на глубокую ночь, после 50 с лишним км на велике и так не особо хотелось спать, но, услышав, чем нам сейчас придётся заниматься, про сон мы начисто забыли.
Огромная доска, размером с человека и толщиной сантиметров 12 весит, кажется, целую тонну, - и это пенопласт, один из самых лёгких материалов! Кажется, что руки сейчас отвалятся, но в тот момент я и не представляла, что значит на самом деле "отваливаются руки"! На троллее съезжать ооочень страшно! Пока не забылась наша предыдущая развлекуха, а ещё кажется, что я непременно сильно ударюсь о воду... По этому поводу я немножечко ною, ребята меня подбадривают, ну, и тянуть дальше некуда, - толкаюсь и еду.
С удивлением обнаруживаю, что, пожалуй, это даже можно назвать приятным! Только вот страх удара немножечко пугает, но и он оказывается напрасным, - даже на скорости очень мягко вхожу в воду, совсем не ударившись. Вода на удивление тёплая, но вот, когда выбираюсь на доску, становится холодно. Как же на ней грести-то?! То, что на картинках про сёрфингистов выглядит таким простым - лежишь себе на доске и гребёшь руками, - на деле оказывается дико сложным! Руки моментально затекают, начинают болеть, а грести ещё... Бог ты мой! На другой конец карьера! Серёжа, видя мои мучения, шепчет: "Кидай мне верёвку от своей доски!", - и понемногу тянет меня вперёд. Но мне тоже не хочется сильно его напрягать, поэтому я гребу изо всех сил, лишь иногда давая рукам передохнуть. Мы находим и отмечаем по очереди два КП, а третье находится на скале, наверху, куда нужно залезть, чтобы затем подняться на берег карьера, вытянув доску за верёвочку за собой. Как же её вытянуть, когда я даже залезаю с трудом?! Да ещё снова трясёт от холода...
Ребята и помогают мне залезть, и вытягивают наверх мою доску, - не представляю, что бы я делала без них? На финише этапа волонтёры наливают нам горячий чай, но мне он запомнился еле тёплым, - никак не могла согреться, даже переодевшись. Да и, честно, совсем не хотелось никакого чая, хотелось сесть поскорее на велик и начать крутить педали, чтоб уж согреться наверняка. "Ах, карьер с бирюзовой водичкой? Нет, что вы! Это для туристов! А здесь - промышленный карьер!"
На велосипеде и правда становится теплее, но проходит совсем немного времени, и на меня начинает накатывать желание поспать. Даже не усталость, нет. Просто хочется закрыть глаза и заснуть. Прямо здесь, посреди трассы Рускеала-Сортавала, можно даже прямо на велике, ну и что, что скорость 30 км/ч? Женя предлагает сделать небольшую остановку, и ребята выпивают по ред буллу, - как я им завидую! На меня эта штука не действует (кофе бы сейчас!) поэтому я просто выдавливаю в рот несколько гелей подряд, заедая их фруктовым батончиком, в надежде, что такой углеводный удар немного встряхнет меня. По дороге обратно мы планируем взять ещё несколько КП, - одно из них в стороне от основной дороги, в расщелине скал, лезть по которым мне очень непросто, - крепления велоботинок скользят на камнях, а уставший мозг с трудом координирует нужные движения.
Всё как в тумане: ехать по просёлочной дороге кажется гораздо более сложным, чем по асфальту, а тут ещё ребята решают "срезать" путь до следующего КП и не выезжать на основную дорогу. Мучаюсь, но кручу педали. По-прежнему хочется спать. А ещё солнце поднимается выше, и становится нестерпимо жарко. По дороге к очередному КП, пока мы идём пешком, снимаю с себя пару "лишних" слоёв одежды, одновременно высасывая изотоник из гидратора. Уфффф... До следующего КП нужно бежать бегом. Совершенно не помню своих ощущений в тот момент, но, вроде, бежалось легко. Затем мы долго лазили по скалам в поисках КП, которое Женя обнаружил в каменном гроте, бежали обратно... До конца контрольного времени оставался час, и мы прикинули, что успеваем ещё к одному КП. Не помню, в этот ли момент я проснулась или когда мы, подъехав к этому самому КП, увидели высокую скалу и поняли, что нужно заезжать совсем с другой стороны. А может быть, сил придали мысли, что вот он, финиш, уже скоро? В общем, последние километры до финиша мы просто летели. По асфальту, затем по грунтовой дороге, велик трясся и подпрыгивал на ухабах, а я радовалась, что контактные ботинки крепко пристёгнуты к педалям. Спустя несколько мгновений, влетаем в финишные ворота. Усталость мигом куда-то испаряется, уступая место эйфории от гонки, от радостных лиц вокруг, красивейшей карельской природы и замечательной погоды.
Спустя пару часов, глядя на результаты других команд, мы замечаем, что две наши команды, две "двойки" заняли 5-ое и 6-ое место, а, если учесть, что всю дистанцию мы прошли все вместе, вчетвером, как команда "четверка", то наш результат - это и вовсе второе место!А не "где-то в середине", как говорил Женя в середине байдарочного этапа ;) Немного жаль, что это "неофициальный" результат. Но теперь мы точно знаем, что на этой гонке мы не просто можем выжить, а можем показать хороший результат. И в следующем году мы обязательно вернёмся. Вернёмся, чтобы бороться за победу!