Команда "Копушки", г. Москва, класс Long 4
За двое суток можно много преодолеть и превозмочь когда команда быть спортивной не прочь
"Не проверяй себя на прочность!" — таким лозунгом встречают нас вагоны электричек РЖД. Как хорошо, что с командой у нас полное взаимопонимание, и одного взгляда на плакат достаточно, чтобы у всех одновременно возникли одинаковые мысли, и через секунду мы уже дружно хохочем, вызывая изумление других пассажиров, фотографируясь на его фоне.
Ещё бы! Ведь совсем скоро нам предстоит сделать именно то, от чего РЖД так настойчиво призывает отказаться, а именно: проверить-таки себя на прочность! Хотя, конечно, совсем в другом смысле.
Ни для кого не секрет, что гонка Red Fox Adventure Race — тяжёлое испытание силы тела и духа. Хотя, даже по названию нашей команды (мы "Копушки") понятно, что от тела мы никаких подвигов не ждём. А вот в моральном плане всё не так просто и однозначно. Например, год назад гонка стала настоящим испытанием наших дружеских отношений, которое моя команда с честью преодолела.
Чего же ждать в этом году, когда одновременно с RFAR проводится ещё и AREC — Чемпионат Европы по приключенческим гонкам?
Самое сложное с нашим не слишком спортивным подходом — решиться. Меня гложут сомнения, как мы справимся, стоит ли себя мучить, но Юля на вопрос: "Что же делать?" - ответила просто: "Надо тренироваться", - и все сомнения разбились об эту уверенность. И вот, когда немаленькие стартовые взносы уплачены, приходит осознание, что обратного пути нет, и приходится выискивать время для тренировок. Бег по утрам, на работу на велосипеде, байдарка по выходным: такова её программа.
Наша гонка началась ещё до старта и продолжалась даже после возвращения в Москву.
Наконец, на календаре 8 июня, поезд Москва - Санкт-Петербург ждёт нас на платформе, багажные билеты для велосипедов у нас в кармане, и остаётся только погрузиться. На вокзал мы приехали за 20-30 минут до отхода поезда: этого более, чем достаточно, чтобы всё успеть. Пока ждём нашего главного вдохновителя — Юлю — погрузили остальные три велосипеда. Но вот, до отправления поезда остаётся десять минут, пять... А Юли все нет! И дозвониться до нее не получается. В тот момент, когда я уже представляла, как наши велосипеды отправляются в самостоятельное путешествие и выигрывают гонку, потому что оказываются не обременены всадниками, в толпе людей на платформе мы наконец увидели бегущую Юлю! С невероятной скоростью мы разобрали велосипед, упаковали его в чехол, закинули в багаж-купе и побежали к нашему вагону. Мы как раз успели пройти до нашего дальнего купе, снять рюкзаки, сесть и выдохнуть, и тут поезд тронулся. Мы едем, ура!
К счастью, больше приключений по пути на старт с нами не случилось. Успеем ещё! Впереди целых 48 часов приключений!
Прибыв на старт, прошли обязательные проверки: снаряжения и тестовый веревочный маршрут, и взялись за планирование дистанции. По грубым оценкам наших сил и скоростей получается, что на первую обязательную часть (с возвращением через пару дополнительных мест силы) у нас уйдет около 24 часов. Это много, но лучше пройти все быстрее и радоваться успеху, чем запланировать время в два раза меньшее и убиваться из-за невозможности его достижения.
10 июня, 14:00. Старт! 250 человек одновременно выбегают навстречу приключениям, и лишь одна команда решила нести байдарку на себе на пешеходном этапе. Помогает им в этом тележка. По дороге они пошли хорошо: уверенно и быстро. Мы и без такого груза от них отстали и ещё гадали по пути: каково им там пробираться через лес со своей ношей.
На пешеходный этап (всего 2 КП, около 16 км) мы рассчитываем потратить около 6 часов. Но это только начало! Сил ещё полно, и сперва можно бежать немного больше, чем предполагает наш расслабленный формат.
Здесь я хочу немного рассказать о нашей команде. Про Юлю вы уже немного знаете. Она — вдохновение нашей команды и сама по себе человек-приключение, даже без специальных гонок. Но среди четырех людей обязательно кто-то будет уставать самым первым, и у нас это Юля. Она — душа команды, поэтому без неё мы никуда, и лучше сами тоже лишний раз отдохнем, чем останемся без души.
Андрей — решительность команды. Он самый сильный, опытный, взрослый и разумный из нас. Сил ему хватило бы, чтобы обогнать вообще всех, но он точно знает, когда нам лучше притормозить.
Мы с Сашей по способностям находимся где-то посередине, хотя он, конечно, превосходит меня по всем параметрам.
Я (Света) — амбиции команды. Хочу всегда делать больше, чем могу, и хорошо, что есть Андреев здравый смысл, чтобы это остановить.
Саша — надёжность команды. Несмотря на "нерешительность", как он сам говорит, он готов до конца преодолевать всё, на что решимся мы.
А вот и мы.
Итак, мы выбежали на пешеходный этап в сторону КП 87, которое, по легенде, находится посередине затопленного леса. Поначалу было очень жарко и неприятно бежать в неопреновых носках, но это продлилось всего минут 40 — до того момента, как мы дошли до КП. После этого ногам стало гораздо комфортнее. От края затопленного леса до станции отметки мы шли в веренице таких же приключенцев, и то и дело вокруг слышались возгласы от того, что кто-то проваливался в воду глубже, чем ожидал. И всегда эти возгласы были радостные, а не недовольные!
Что ж, из затопленного леса выбрались, и теперь держим путь на юг — к КП 32. Тропа выходит на дорогу и какое-то время продолжается, но потом мы ее теряем из виду. Людей вокруг остаётся все меньше, и на берег озерца мы выходим всего лишь с одной командой. Они, очевидно, как и мы, не обратили внимание, что линии магнитного меридиана на карте ориентированы не вертикально, а значит, бежать нам надо было вовсе не прямо на юг, а со значительным уклоном на запад! Из-за такой глупой ошибки очень много времени потеряли в поисках КП в совсем не правильном месте. Разобравшись в том, где же мы находимся, наконец вышли к КП. Взглянули с обрыва на озеро, вспомнили команду, тащившую байдарку на себе, и двинулись в обратный путь в транзитную зону. Вопреки ожиданиям, с пешеходного этапа мы вернулись на полтора часа раньше, чем планировали, что очень подняло самооценку и воодушевило Амбиции. В транзитной зоне покидали в байдарки перекус и сухие вещи, и снова в путь, теперь на воду. Полтора часа гребли и любования озером — и мы на КП 31, обозначенном в легенде как "место силы". Найти КП было несложно, труднее оказалось до него добраться: сначала нетривиально припарковаться у камней, а потом, пристроив байдарку так, чтобы она дождалась нас на том же месте, ещё и выбраться с этих притопленных камней на остров. Всю романтику "места силы" портила красно-белая лента, натянутая вдоль края обрыва для безопасности. Конечно, она была нужна, но "дикость" КП от этого заметно пострадала.
С аналогичными трудностями мы вернулись на борт. Теперь — к КП 74, которое находится в заросшей протоке. Жутковато выглядит издалека, когда байдарки впереди одна за другой заходят во вроде бы непроходимые заросли и там пропадают. На деле же большое количество команд, прошедших здесь до нас, уже проложили "тропу" сквозь заросли. Тропа на воде, кто бы мог подумать! Четко сработав, отмечаемся друг за другом, чтобы разрыв в отметке не превышал минуту (в прошлом году не следили за этим, и обидно потеряли один балл), и скорей на остров, где нас ждёт переправа.
Уже на подходе можно оценить масштаб того, что нам предстоит. Один за другим участники доезжают до середины переправы, натянутой над бухтой на высоте около 7 метров, и бесстрашно прыгают вниз!
Байдарок на берегу много, с трудом размещаемся между ними. Долго думать времени нет: уже около 10 вечера, солнце садится, и хочется успеть искупаться, пока ещё светло и есть шансы просохнуть. Оставляем на себе только самое необходимое (как оказалось, необходимого у нас больше, чем у многих) и скорей на переправу. Очереди почти нет, все отправляются друг за дружкой очень быстро. Верёвочный этап? Закрытые локти и колени? Кажется, это не про эту переправу. Многие оставили на себе действительно только самое необходимое: трусы да командную футболку с номером. Для безопасности остался спасжилет и каска на голове. Наконец, подходит наша очередь. Первым отправляется Саша. С трудом могу представить, каких сил ему это стоило! Он боится высоты, и я почти за него ощущала, как сложно отпустить руки перед финальным прыжком, но, думаю, не почувствовала и десятой доли того адреналина. Следующая я. "Не забудь отметиться!" - наставляет Андрюша. Очень ценное замечание, потому что все мысли лишь о том, что предстоит собственноручно отправить себя в ледяную воду, тут недолго и про КП забыть. Хорошенько оттолкнувшись от берега, на каталке по металлическому тросу устремляюсь к середине переправы, прямо к КП. Долетела с ветерком. Отметка, есть! Выстегнуться из каталки тоже не проблема. Повисаю на тросе на одних руках, вокруг закат, берег подсвечен невероятными цветами. Никогда я не ощущала свои руки настолько сильными. Кажется, я бы там до утра могла провисеть, настолько не хотелось прыгать вниз. Здравый смысл победил, и я разжала руки. На берегу при подготовке я представляла, что одной рукой буду держать каску, чтобы она не дернула за шею при встрече с водой, второй рукой хорошо бы зажать нос, чтобы не наглотаться воды... На деле же я просто закрыла глаза и ждала столкновения. Оно произошло не так скоро, как я рассчитывала, и я успела удивиться по пути, но глаза на всякий случай не открыла. Ещё раз я удивилась, когда все опускалась и опускалась вниз в воде, хотя остальные, как мне казалось, выныривали сразу же, едва погрузившись. Плыть к берегу было несложно, хотя сейчас, дома, я догадываюсь, что заметную роль в этом сыграл спасжилет. Следом за мной Андрей и Юля тоже совершили свой незабываемый прыжок в закат.
Пока мы приходили в себя на берегу, услышали у судейского костра (спасибо за этот костёр, он помог почти моментально просушить насквозь мокрые лосины!), что этап жумаринга можно проходить в любой момент, и не обязательно именно сейчас сидеть в очереди, которая продвигалась не очень быстро. Обрадованные этой новостью, мы сложили обвязки с собой в рюкзаки и отправились на этап коастеринга. В этот раз коастеринг понравился нам гораздо больше, чем то, что пришлось преодолевать в прошлом году. Логичный и удобный подход к нему тоже проходил вдоль берега, но здесь не надо было облазить береговые камни со всех сторон в поисках КП, и можно было просто идти и даже немножко дремать на ходу. К наступлению самого темного времени мы как раз вышли из лесной части, и перед нами предстала огромная полная луна, а на озере прямо от нас до неё протянулась широкая лунная дорожка.
Таким образом, в самое темное время суток мы оказались на берегу в свете яркой луны, и фонарики, в общем-то, можно было выключить.
КП 77, от которого, собственно, и начинается коастеринг, мы сначала проскочили, но быстро это заметили. Идём дальше по берегу, и в одном из ближайших заливчиков видим КП на противоположной стороне. Отлично! Отсюда полочка, по которой надо до него дойти, выглядит не очень просторно... На месте все оказывается гораздо лучше, хотя вчетвером там развернуться всё равно непросто. Подныриваем друг под друга, быстро меняясь местами, помня про минуту разрыва между отметками. Не забыли проверить номер КП — 78 — значит, ничего пока не пропустили. Ещё переход по берегу по уже успевшей образоваться тропке — и в одном месте девушка прямо указывает, где КП. Без неё поиски заняли бы чуть больше времени. Здесь полка широкая, вчетвером размещаемся без проблем. Но у Саши никак не хочет срабатывать чип! Наконец, он отмечается, но мы совсем не уверены, что прошло меньше минуты. На всякий случай позвонили организаторам предупредить и спросить, не лучше ли нам всем отметиться ещё раз, теперь уж наверняка? Привал и перекус пришлись очень кстати. Организаторы ответили, что ещё раз отмечаться не надо, но теперь на всякий случай Саша у нас везде первый подходит к станции.
К "лесному" КП 80 решаем подходить наверняка, чтобы не заплутать: по берегу до очевидного ориентира, а потом по прямой на север. На берегу проблем не возникло, кроме усталости. Пару раз останавливались на привал, и засыпали всей командой минут на 15. На мягком мхе так сладко спится! И совсем не холодно — он защищает от твердых и холодных камней.
А вот когда свернули на север, испугались не на шутку. Навстречу нам шла команда-двойка, усталая и отчаявшаяся. Женщина поведала, что они здесь бродят уже часа 4, КП так и не нашли и сдались, решили возвращаться без него. Нас это смутило и насторожило: решили выверить наверняка, между каких холмов и скал мы проходим. Я переживала, что нас ждёт похожая участь. Как я могла сомневаться в сокомандниках! Андрей мастерски вывел нас прямо на КП сквозь все холмы, не пришлось даже искать дополнительных ориентиров, вроде озера впереди, если бы мы проскочили на север слишком далеко. Так же без проблем мы вернулись к берегу, встретив на пути несколько ржавых торпед. Теперь к дюльферу!
На КП 81 нас встречают уставшие сонные судьи. У них задача ещё сложнее, чем у нас, мы-то хоть все время перемещаемся, меняем обстановку, движемся к цели. А они вынуждены вторые сутки страховать спускающихся со скалы участников. Посочувствовав судьям, уходим по веревке вниз. Саше с его страхом высоты, конечно, снова пришлось несладко, но до чего хорош дюльфер! Спускаешься, и в какой-то момент понимаешь, что садишься на дерево. Не спать! Обходим ветки, выстегиваемся, и на острове у нас остался всего один этап — жумаринг. Туда и направляемся. Очередь здесь как будто меньше не стала. Поспешили занять место в ней, сначала сидя, а потом и лёжа. Как оказалось, могли бы и не спешить — за нами никто так и не занял. Здесь, на камнях в ожидании своей очереди, удалось поспать ещё минут 20. А ведь можно было вскипятить чаю!
Подъем по веревке и так-то не очень интересный этап, а тут и вовсе впечатления были испорчены долгим бесполезным ожиданием. Единственное, что радовало, на остров стали приезжать участники AREC, и теперь они бесстрашно прыгали в воду уже на фоне рассвета, а не заката, что было не менее красиво. Наконец, мучительное ожидание закончилось, и мы смогли подняться наверх.
Перед отплытием с острова надо набраться сил, и ребята уговорили меня 15 минут подремать. Того, что я "наспала" в очереди, мне пока хватало, и я вызвалась разбудить их через оговоренное время. Ожидаемо, через 15 минут мне стало их жалко, и я позволила себе удвоить их время.
Пришла пора отплывать. Первоначальные планы отправиться после острова ещё и за далёкими байдарочными КП и "местами силы" приходится свернуть: сказывается усталость и недостаток еды, так что наш путь лежит прямо в транзитную зону, к лагерю и горячей гречке, и брать мы будем только то, что по пути. По пути оказалось 3 КП: 73, 82 и 88. Все они сейчас, как в тумане. Помню, что на обратном пути ловила себя на том, что могу "спать" прямо в байдарке. Не в прямом смысле, конечно, но голову я отключала вовсе, и гребла просто механически.
Итого, в транзитную зону мы прибыли через сутки после старта, около 14:00 воскресенья (как и рассчитывали, в общем-то, только пропустив живописные байдарочные КП, на которые были нацелены наши амбиции изначально).
Поели наивкуснейшей гречки, обменялись приветствиями с друзьями, стоящими лагерем рядом с нами и завалились спать, справедливо решив, что основную обязательную часть мы выполнили, дальше возьмём лишь то, что сможем, и самое интересное, а значит, всё, что нам сейчас нужно — здоровый шестичасовой сон. Будильник мы поставили на 9 вечера, а в 22:30 проснулись и поняли, что сон наш получился на полтора часа здоровее. Оказывается, Юля выключила будильник! Причём, по её словам, перед этим она даже сказала нам всем: "Будильник". К сожалению, никто её не услышал. Приготовили то ли завтрак, то ли ужин, пригласили к чаю друзей, распланировали, где нам ещё интересно побывать и что взять. На велосипедный маршрут мы выехали в самую темноту, около часа ночи. Но путь проходит в основном по дорогам, а не в лесу, так что даже здесь фонарик нужен скорее для безопасности, чем для реального освещения.
На велосипедном этапе мы никуда не спешим, катаемся в своё удовольствие и наслаждаемся видами. Решили поехать в Сортавалу, познакомиться с населенным районом местности, где мы оказались. По пути берём КП 36, спрятанное, казалось бы, в двух шагах от дороги. Удивительно, как организаторы находят такие места! Если бы я не знала, что там нужно искать КП, я бы даже не посмотрела в ту сторону. А здесь прямо рядом с грунтовкой спряталась скала с камнями и разломами перед ней, прикрытая от случайных глаз деревьями.
К рассвету мы оказались у железнодорожного переезда, пропустили грузовой состав и залезли на паровоз. КП оказался хорошо спрятан от зевак, и чтобы всем успеть отметиться в том непростом положении (да и просто для удовольствия), я залезла внутрь и нажимала на станцию, а команде осталось только поднести руку с чипом. Сразу после паровоза — взбираемся на гору, где "под балкончиком, в верху лестницы, на фундаменте" и находим КП. Теперь устремляемся на КП 93, наблюдая по пути рассветное солнце, поднимающееся все выше. КП 93 оказалось на вершине горы Паасонвуори, в городище Паасо. В XII-XII вв. здесь располагалось настоящее укреплённое поселение, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Древние карелы знали толк в том, где организовать дом! Мало того, что с вершины этой хоть и невысокой, но все же горы можно издалека заметить неприятеля, так ещё и вид с неё открывается невероятный! Этот КП стал нашим личным "местом силы", настолько мощное впечатление он у нас оставил. Здесь нас совершенно невероятными красками встретил рассвет, создавая ощущение чего-то волшебного, а с противоположной встающему солнцу стороны на фоне пока ещё темно-синего неба пролетела белоснежная чайка, как будто сошедшая с какой-то картины.
Осматриваться долго на самом городище мы не стали (мы же на гонке всё-таки!), а воодушевлённые и заряженные мистической энергией этого древнего места поспешили вниз к нашим велосипедам. По пути нам даже дерево улыбнулось.
Как бы нам ни хотелось испытать на себе самый интригующий этап этой гонки — греблю на пенопластовой доске — закончить решаем пораньше: перед отъездом надо ещё разобрать байдарку и сложить вещи. Это решение не ехать на такой интересный КП далось нам (по крайней мере, Амбициям) очень нелегко, но Решительность не даёт сомневаться, Вдохновение подсказывает, что длинный перегон по грунтовой дороге принесет мало впечатлений, а Надёжность уверяет, что надо действовать наверняка. Поэтому мы разворачиваемся и на обратном пути заезжаем на КП 91. Прямо перед мостом встречаем ещё одну команду, все вместе разбегаемся искать КП. Уже дома, изучая наш маршрут, я поняла, что ни мы, ни они не были достаточно внимательны. Заботливые организаторы детально прорисовали на врезке карты, где искать станцию отметки! Мы же облазили строение из соображений "где бы я поставил КП". Надо отдать должное, справились мы довольно быстро.
Всё, запланированный маршрут выполнен, и хотя времени всего 5 утра, возвращаемся к нашему уже знакомому повороту на лагерь. Но на ближайшее КП 34 ещё заедем. Проезжая мимо развилки, вспоминаем, что это то самое КП, где придется заплатить по 1 евро. От развилки отправляем Андрюшу в лагерь за деньгами, а сами пока перекусываем бутербродами. В такой ранний час волонтеры в Вороненском хуторе ещё спят, оставляем велосипеды и идём по маркированному маршруту. И снова внимательность нас подвела! Увидев волчатник, обозначающий направление движения, мы даже карту с собой не взяли. По тропе наверх мы дошли практически до того самого "грота", где был спрятан КП, но встретили отчаявшуюся команду, уверяющую, что облазили здесь всё, ходили даже по нижней тропе, и КП они не нашли. Взглянув в провал, мы решили, что он не очень похож на грот и вернулись к велосипедам за картой. На другом листе снова была врезка с детальным описанием, где искать! Логика и безвыходность привели нас обратно к провалу, где на этот раз мы решили осмотреться более внимательно. Грот и правда впечатляет! Хотя мы и не назвали бы его именно гротом, скорее завалом. Что ж, КП покорился, в Вороненском хуторе оставляем плату местным духам — и в лагерь.
Финиш в 08:27, 42,5 часа "пути", 21 балл. Думаете, гонка на этом закончилась? Как бы не так!
После награждения неспешные участники не торопились грузить вещи и себя в автобус, чем немало потрепали нам нервы: чтобы успеть на обратный поезд в Москву, нам нужно обязательно сесть на электричку в 18:01 в Приозерске (и это ещё мы Копуши!). Благодаря неимоверным усилиям со стороны водителей и их согласованным действиям (мы ехали отдельно от нашего багажа) на станции мы оказались за 5 минут до отхода электрички. Тут уже понадобились наши собственные согласованные действия. Пока ребята втроём выгружали и заносили в электричку 4 рюкзака и 4 велосипеда, я побежала покупать билеты. Благодаря помощи друзей, очередь в кассу не помешала — успели! Даже минуту посидели в вагоне, пока поезд тронулся. Теперь можно на 3 часа выдохнуть, пока электричка едет до Финляндского вокзала.
В Петербурге до отправления поезда у нас час, сразу едем на вокзал, чтобы купить билеты в багаж-купе для наших велосипедов, а там можно и об остальных делах подумать. Какие там остальные дела! Андрей и Юля ушли в кассу и пропали минут на 40. Через это время на помощь им отравился Саша, и они пропали ещё минут на 10. Наконец, всем вместе им удалось победить систему. Итак, до отправления поезда снова остаются считанные минуты, и мы бегом несём на себе уже упакованные в чехлы велосипеды к вагону. Задача усложняется тем, что мы и велосипеды должны ехать в разных вагонах. И снова машинист дал нам несколько секунд выдохнуть, сбросив рюкзаки в своем купе, прежде чем поезд тронулся.
Наутро ещё немного гонки: такси домой, чтобы завезти вещи и таксист, который привез нас на место своего предыдущего вызова вместо нашего дома, и скорей на работу.
В 8:30 утра 12 июня моя личная гонка наконец закончилась.
I've survived! Ура! Наконец, можно и отдохнуть. Здравствуй, работа.
Спасибо за невероятные приключения, прекрасные места и возможность испытать себя. До встречи в следующем году!