«Путешествия оттачивают ум. Если он, конечно, присутствует». Г. Честернтон.
«И наградой за ночи отчаянья будет вечный полярный день».
В.С.Высоцкий
У команды, собранной Валдисом Пельшем, каждое последующее путешествие занятнее и экстремальнее предыдущего. И градус экстрима разогнан до максимума целью этих, казалось бы, авантюр. Компактная съемочная группа мучается, болеет, изнемогает то от высоты, то от глубины, то от мороза, чтобы сделать Фильм. Как сказала исполнительный продюсер, режиссер – постановщик и единственная женщина проекта Кристина Козлова: «Нам часто, почти всегда, везет. Потому что мы – фартовая команда».
Кстати, по меткому замечанию Валдиса, «до сих пор никто не понимает, как единственная женщина в экспедиции выжила». И как она выжила?
Кристина Козлова.
В составе экспедиции 7 человек. Команда «RD Студии» 1-го ТВ канала и три механика-водителя. Все передвижение происходит на двух автоприцепах с ласковым именем «Емеля» конструкции Василия Елагина.
Нашей аудитории Василий Елагин знаком хорошо. ЗМС по альпинизму, путешественник. В его активе: восхождения на Эверест, Чо-Ойю, траверс Канченджанги, восхождения на Аконкагуа, Массив Винсон. Участие в ралли Париж–Дакар. Участие в нескольких автомобильных арктических экспедициях «Полярное кольцо», после чего загорелся идеей построить автомобиль, который сможет доехать до Северного полюса. В 2008 году его автомобиль «Емеля» стартовал из Салехарда и доехал до самой северной точки архипелага Северная Земля – мыса Арктического. В 2009 году под его руководством команда из 7 человек на двух автомобилях «Емеля», стартовав с Северной Земли, достигла Северного полюса. В 2013 году экспедиция на автомобилях второго поколения «Емель» пересекла океан и прошла 4000 км без поддержки извне.
Емелюшки. Дом и транспорт.
Его напарник, друг и опытнейший водитель-механик Владимир Обиход. МСМК по альпинизму, дважды «Снежный Барс». Восхождения на Хан-Тенгри по Северной стене, на пик Коммунизма по Южной стене, на Аннапурну по Южной стене, Лхоцзе по Южной стене, на Эверест. Награжден орденом «За личное мужество». Опыт ледовых экспедиций, разумеется, гигантский.
Водитель-механик Алексей Макаров. Создатель вездеходов «Макар» и «Бурлак». Хозяин мастерской, в которой велась подготовка машин для экспедиции.
Владимир Обиход
Алексей Макаров
А вот и те, кто все это затеял и переполошил безумной идеей компанию Лукойл, которая и выступила главным финансовым и топливным гарантом экспедиции.
Валдис Пельш. В последнее время его часто представляют широкой аудитории как великого путешественника. Ему это, похоже больше нравится, чем все вместе взятые «звездные» титулы телевидения.
Валдис удивительно открытый, энциклопедически вникающий в суть идеи человек. К тому же, великолепный блестящий рассказчик. Космический двигатель всех проектов.
Кристину Козлову я представила чуть раньше. (И как она выжила?)
Валдис Пельш
Операторы Александр Кубасов, его кадры вы видели в фильме об Эвересте. К тому же он взошел на Северное Седло. В 2017 г. сделал это ещё раз, а ещё побывал с камерой в руках на вершинах Казбека и Охос-Дель-Саладо и добрался до третьего лагеря восьмитысячника Манаслу. Теперь его можно назвать профессиональным высокогорным видео оператором. Рекомендую!
Оператор Денис Негривецкий с разнообразным и богатым опытом работы в более чем трехсот проектах.
Вот такая маленькая, но сплоченная и мощная команда.
Александр Кубасов за работой
Не успели стихнуть жаркие обсуждения эпопеи «Ген высоты или как пройти к Эвересту», как Валдис поставил новые задачи совсем в иной, ммм… глубине. Так вышел фильм об акулах «Большой белый танец». С высочайшей точки мира, да в глубины океана – чем не приключение. Но, как он сам говорит, «я всегда сдерживаю свои обещания». Обещал, что нырять больше не будут, в горы высоко не полезут. А то, что очередная «прогулка выходного дня» затянется на 39 дней при температурах отнюдь не субтропиков - это всего лишь шалость и особенности воображения босса. А что делать? Равняйсь, смирно!
Караван
В следующем году исполнится 200 лет с того прекрасного солнечного дня, как российские моряки Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев открыли Антарктиду. К ее берегам причалили два шлюпа: «Восток» и «Мирный». Кстати, одна из российских антарктических станций носит название «Восток». Это самая суровая станция по условиям работы и жизни полярников. Все помещения располагаются уже внутри снега. Такая пещерная жизнь, со своими улицами, переулками, хижинами. Находится «Восток» в глубине континента, практически на геомагнитном полюсе Земли. Здесь же полюс холода Земли, температуры достигают – 89ºС при аномально низком давлении! Полярники 10 месяцев в году абсолютно изолированы от внешнего мира. В то же время, на глубине более 3000 метров булькает озеро Восток, 5-е по величине в мире. Возраст его, не поверите, 10 миллионов лет!
Забегая вперед скажу, что на «Востоке» команда и встретила Новый год.
200-летию открытия Антарктиды – событию мирового масштаба посвящен новый проект команды «РД Студия».
Валдиса приятно цитировать, и в какой–то момент я поймала в себе желание дать стенограмму пресс-конференции, настолько зажигательно, детально и весело он рассказывал об этом приключении.
О том, как все начиналось:
«Мы решили сработать на опережение и еще до празднования двухсотлетия сделать проект об Антарктиде, который вызвал бы интерес. Придумали уникальное предложение и идею. Благодаря Саше Абрамову – руководителю «Клуба 7 вершин» и 9-кратному покорителю Эвереста, я познакомился с Василием Елагиным. Как оказалось, существуют машины, которые могут пройти по Антарктиде, и это можно сделать полностью в автономном режиме: без дозаправки, без забросок запасов еды, в чем и заключалась уникальность замысла и его воплощения».
Пересечь Антарктиду через полюс, т.е. сделать Трансатлантический переход, относительно легко. Путь пролегает от шельфового берега ледника Росса, через полюс, это около 1400 км.
Во время автопробега команды, таким путем прошли пешком англичанин и американец с санями, и это был первый автономный одиночный переход через Антарктиду.
Но наша команда усложнила задачу и поставила целью пройти через три полюса. Что мелочиться, рекорд – так рекорд! Первопроход – на меньшее не согласны!
Контрольные точки на пути следования каравана:
1. Российская антарктическая станция «Новолазаревская».
2. Полюс недоступности.
3. Южный полюс.
4. Станция «Восток» (полюс холода планеты).
5. Станция «Прогресс». Базовая станция всех российских антарктических экспедиций.
Итого за 39 дней накатали 5519 км!
Справка: Антарктида – самая засушливая пустыня мира. 8 млн лет здесь не было дождей! При том, что именно здесь сосредоточено 70% запаса пресной воды. По площади Антарктида составляет 4/5 России.
«Как давно сняться нам только белые сны…»
Какими словами Вы можете описать Антарктиду? Льды, айсберги, пингвины, очень холодно, Южный полюс, космический холод, полярники …
Валдис, еще свеженький после возвращения, наполненный эмоциями, цифрами, фактами и иной какой-то жизнью, рассказывал ярко, интересно, широко. Так говорят люди, влюбленные в свое дело, в процесс созидания. Так делятся историей альпинисты, к примеру, недавно спустившиеся с тяжелого маршрута, добравшись до тепла, еды, душа.
Подготовка проекта длилась больше года. Огромное количество вопросов, проблем и неизвестных ранее тонкостей требовали решений. Антарктида, зона абсолютной экологической чистоты. Поэтому, чтобы получить разрешение на пребывание там пришлось одолеть массу бюрократических препятствий. К примеру, составить полный список всех ввозимых вещей. Описать, с какой целью каждый предмет будет использоваться, сколько весит и т.д… Имея в багаже горный опыт, экономили каждый грамм, но только не на необходимой аппаратуре, не на запчастях.
Тем не менее, машины на старте были перегружены в два раза! С собой пришлось везти 4 тонны антарктического топлива, несколько сот килограмм запчастей.
Кристина за работой - "в домике".
В качестве продуктов взяли сублиматы от Гала-гала. Но, как выяснилось, не помешал и большой запас рыбных, мясных консервов и сухарей, шоколада, «шикарной астраханской воблы» и сала. Последнее, по свидетельствам очевидцев, шло хуже воблы. Забавно выглядел запас яиц. Несколько сотен просто все разбили в огромный пластиковый мешок.
«Север, воля, надежда, страна без границ,
Снег без грязи, как долгая жизнь без вранья»
Стартовали в день рождение Кристины, 4 декабря, от станции Новолазаревская. Омовение, почти освящение, праздничным шампанским машин, на счастье. Жахнуть бутылкой «о борт корабля» не получилось. Экология сдерживала. График движения выбрали простой и оптимальный. 12 часов в дороге, 12 часов на отдых.
Под конец машины, уже существенно облегченные, проходили по 330 км в день.
Двигаться круглосуточно, как санно-тракторные поезда, было бы некомфортно и не к чему. Это не автобан и не аэроэкспресс.
В машине постоянно трясет, полноценно можно отдохнуть только во время остановок. Одна из существенных проблем – отсутствие личного пространства. Буквально ни одного сантиметра… Это, в итоге вошло в список отягощающих обстоятельств, стойко перенесенных во время дороги….
С другой стороны, становится понятно, о чем говорила Кристина:
«Мы какая-то фартовая съемочная команда, и это очень сильно помогает. Вы чувствуете друг друга на уровне взгляда. Если психологический накал у кого-то нарастает, ты переходишь в режим терпения. И это все было, соответственно, взаимно и обоюдно.
Но чем Валдис может удивить после Антарктиды, не знаю. Уже не страшно, даже в космос.
И да, я теперь могу консультировать, как выживать женщине в любых условиях, в любой точке Земного шара». Теперь вы знаете, к кому обращаться с вопросами, как одной в замкнутом пространстве работать и не сойти с ума в мужской компании без душа и туалета.
Полюс недоступности – самая редко посещаемая точка в Антарктиде.
Когда договаривались со страховой компанией, которая в любое время суток готова была выслать за терпящими бедствие самолет, строго предупредили: ломайтесь, болейте, но только не в районе Полюса недоступности, а лучше, не болейте вообще. Оттуда вынуть нереально. В «недоступной» точке до этого побывало 75 человек, крайний раз в 2007 году. Для сравнения на Южный полюс приезжает, прилетает, приходит ежегодно около 400 туристов, не считая ученых. Наверно, все эти люди идут посмотреть на каким-то чудом выживший бюст Ленина.
Следующий маркер на карте, конечно, Южный полюс и вслед за ним Полюс холода, он же бывший геомагнитный полюс. (Бывший, потому что геопозиция его постоянно смещается).
«И наградою за одиночество должен встретиться кто-нибудь»
«На американской станции «Амундсен Скотт» (на Южном полюсе), - рассказывает Валдис Пельш, - к нам пришел ее начальник, полярник, замечательный человек. Он принес литр американской техасской дистиллированной водки. Мы ответили салом и воблой. Вобла в американца зашла отлично. Пришлось делиться и научить чистить». Вот он – наш секретный НЗ, тайное оружие.
Кстати, на этой станции находится сектор чистого воздуха. Вход туда запрещен. Можете представить, пустое место, огороженное предупредительными знаками «Посторонним В». Там же вожделенный Южный полюс, и не один.
Существует как бы два Южных полюса. Первый официально-церемониальный. Там все фотографируются. Второй – истинный, и он ежегодно смещается на 10-11 метров. В новой точке ставят знак, отправляя прошлый в музей, на ту же американскую станцию.
С психологическими проблемами каждый боролся по-своему. Как и с акклиматизацией. Да, да. Она потребовалась… Несмотря на то, что поверхность Антарктиды кажется плоской и белой, она – белая, но не плоская, как и снег там не совсем снег, а местами пыль. Есть даже такое понятие – купол. Высоту набирали медленно, и на куполе она составила 3500 метров. Не забываем, что это на пиковке Земного шарика. Т.е. давление совсем иное, и по всем параметрам точка Купола равносильна 5-6 тысячам в горах иных географических широт.
Самое сильное впечатление на всех произвели айсберги, отсутствие запахов и полная тишина. Космическая тишина и стерильность… Снег настолько чистый, что не оставляет следов на полу кабины. Появилась привычка есть с пола. В какой-то момент бесконечного пути всем жутко захотелось сумерек. Полярный день, такой чудной и такой бесконечный, изменяет мировосприятие. Но все системы жизнеобеспечения еще пытаются уйти в стандартный режим. А каково полярникам, тем, которые на «три сезона»?
Отдельные пару слов об айсбергах. «По визуализации, конечно, айсберги - самое завораживающее, что мы видели. При разной освещенности они меняют форму, цвет, и меняют свою удивительную энергетику. Так что, «продавайте квартиру в Москве и езжайте в Антарктиду», - советует всем Валдис.
Конечно, случилось все, что могло случиться. Были и поломки, и 10-ти часовые починки на морозе, и горняшка с кровотечением, и расстройства сна и аппетита, раны и кровь, пересечение трещин и ледяных торосов. Но опыт экипажа водителей, готовность к любым неожиданностям, обеспечили гарант успеха «Емелям» и иже в них обитающим на пересечение тягучих 5 тысяч километров…
Помог ли команде опыт экспедиций на Эверест в этот раз?
Безусловно, - отвечает Валдис. Подъем на купол был довольно мягким, адаптация к высоте прошла спокойно, но мы были готовы к горной болезни, зная, по опыту, как она может проходить. Пригодился опыт хождения в кошках, к примеру. А еще, при переходе через трещины, использовали тактику «живца». Связка состояла из «наименее ценного члена экипажа», на которого надевали обвязку (им оказывался почему-то все время Валдис), и из «Емели», к которому и привязывали первого. Если человек не проваливался, то и транспорт проходил. Колеса у шестиприводных «Емель» устроены так, что поступь легче человечьей. Кто следил за ходом движения команды на youtube канале, видел, как в одном из роликов вездеход спокойно переезжает ногу.
После длительных съемок фильма об Эвересте, пригодился и навык проживания в строгих лагерных условиях, в тесноте, с (не)удобствами на улице. Хотя, по признанию команды, в горах было легче. Круг общения шире, да и выход во внешнее пространство не так аскетичен и затруднен. В тесноте сказывалась и проблема разнополости экипажа. Правила быта усложнялись.
«И тогда школа Эвереста, конечно, помогает, когда ты перестаешь заморачиваться какими-то вещами. Вот такая жизнь и все, все воспринимают естественно, без предрассудков», - прокомментировал Валдис.
В Антарктиде нельзя оставлять продукты любой жизнедеятельности, за исключением мочи, которая сливается через каждые 100 км, в выкопанный специальный шурф. Все остальное должны забрать с собой и аккуратно сложить, упаковать и везти до берега.
Зона полной экологической чистоты. «Никаких комплексов по этому поводу не было, и отчасти, благодаря эверестовской школе».
В связке
Кристина: «По опыту Эвереста организационно было более четко все выстроено: сбор аптечки, продуктов, вещей, и реально необходимого снаряжения».
В 150 км от станции Новолазаревская всех поразило великолепное зрелище горных массивов Хультана, Уйтана. В Антарктиде такого вида гор нигде больше нет. Ребята везли с собой квадрокоптер, и кадры сверху космических горных пейзажей завораживают.
По мере продвижения «Емели» заезжали на станции полярников. Ради покинутой американской станции Плато пришлось сделать небольшой крюк. Оттуда все ушли в 1969 году, заботливо и разумно оставив запас не только еды, но и медикаментов, хирургических инструментов. Морозы в этом месте под – 60ºС! Станцию занесло так, что обнаружить ее можно по торчащим из снега мачтам антенн.
Опять же, в одном из сюжетов, которые ежедневно передавались по спутниковым каналам на большую землю, есть короткий эпизод, где Кристина почти, да что там, просто плачет. Я задала вопрос из серии: как выживает девушка в таких условиях и почему ревет.
Дело вот в чем. Душ, а уж тем более мытье головы в таких экспедициях дело не просто сложное, а почти невероятное… На полярных станциях, к слову сказать, на душ выделяется 2 минуты раз в две недели. И даже на американских!
Первый раз за две недели помыла девица-красавица голову. А роскошные кудри восточные ну никак не хотели расчесываться. И двое друзей-мужиков пытались ее причесать. Выдрали больше, чем расчесали, приговаривая: проще было отстричь. Признается Кристина, что те минуты вспоминаются как самые жуткие минуты жизни в Антарктике.
Кристина Козлова с помытой в цивилизации головой
На контрасте много смеялись над простой животной радостью праздников. Выехали-то они в начале декабря, а значит, где-то надо было встречать Новый год. А как его встречать, если вокруг сухари, да сублиматы… Вот и размечталась компания о традиционном салатике оливье. Какой Новый год без оливье!
Сначала не то, чтобы мечту, но на станции «Восток» и в Новый год был изобретен почти оливье. А потом, в финале истории, считайте, на берегу уже, и заправленный майонезом, с солеными огурцами, тот самый, праздничный тазик салата! Мечтайте в хорошем настроении и приятной компании, тогда все точно получится!
Житие российских полярников в пещерных ледяных городах.
Что же, как кажется, весело и легко прошло полтора месяца в белом безмолвии. Встречи на станциях, тряска в машине, вечное солнце, ставший привычным холод. Проблемы с бытовыми ситуациями как-то вдруг, но не спеша, ибо, куда спешить, разрешались.
Но у каждого из семи человек сложилось и образовалось внутри нечто свое, удивительное, очищенное от шелухи города и помещенное, как в сейф, куда-то глубоко в душу и сердце. И это нечто обязательно сработает в нужный момент. Понимание, что ничего не дается даром. Вкус настоящего и истинного можно узнать только после длительной аскезы и тяжелого труда. Понять, что есть мир, урбанизм и люди, которых ежедневно видишь, можно только после вот таких «очищений», омовений души, духа и тела. Когда есть только ты, твои друзья, напарники и Высшее, открывшее тебе путь по безмолвной, ослепительно красивой белизне снегов Антарктиды.
И для чего мне все это? – вопрошает Валдис, а вместе с ним и все остальные.
Знаете ли Вы ответ?
С новой вершиной вас, ребята!
Ждем фильма с рассказами о пионерах Антарктиды, о жизни полярников, о птицах, айсбергах, озерах и холоде, о зоне абсолютной чистоты, о первозданной природе.
Видео канал с репортажами из экспедиции
RD Студия
Использованы фото из коллекции экспедиции
Источник: https://www.risk.ru/blog/216100?fbclid=IwAR3qc7dKAD0b-glAsHPRWYCF5GDeeOSM71aZxBbEQDa2AzwZjof6mVmB2lk