21 апреля 2020 года завершилась уникальная кайт-экспедиция по Крайнему Северу команды «Полярные проходимцы», в ходе которой участники проекта пересекли арктическую территорию России с запада на восток. Более 6500 км. В режиме полной автономии. Экипировка Red Fox стала верным спутником участников экспедиции.

В 2020 году, объединившись с ещё одной группой кайтеров из «Transarctic Kite Expedition», Дмитрий Ботов, Константин Епишин и Дмитрий Смуров успешно преодолели финальный этап экспедиции Певек – Уэлен, совершив первопрохождение маршрута на кайтах.

В планах команды уже новый смелый проект, к которому полным ходом идёт подготовка.

А пока предлагаем вам увлекательные подробности завершающего этапа шестилетнего проекта.

Рассказывает Дмитрий Смуров и его отважные напарники по команде:

«За окном февраль 2022 года. В разгаре подготовка к новой кайт-экспедиции - экспедиции, которая по сложности превосходит все предыдущие. А я мысленно возвращаюсь в 2020-й… В тот год завершилась наша шестилетняя эпопея по пересечению арктических районов России с запада на восток: от поселка Мезень Архангельской области до самой восточной точки России – мыса Дежнёва. Возвращаюсь к нашему последнему этапу от Певека до Уэлена. В тот год я впервые увидел белого медведя не в зоопарке, впервые побывал на краю земли и не впервые подумал, что нам сказочно везёт… Как чётки перебираю воспоминания и нанизываю их на нитку своего рассказа…

01.jpg
карта с общим маршрутом

Небольшое ретроспективное отступление. В апреле 2015 года из посёлка Мезень стартовали две независимые группы кайтеров: «Транс-арктическая экспедиция» и «Полярные проходимцы». Их общей целью был Уэлен, а маршруты практически совпадали. Каждый год за апрель кайт-экспедиции продвигались примерно на 1000 км к востоку, а на следующий год продолжали движение оттуда, где закончили предыдущий. Два первых года, пока экспедиции не достигли Урала, составы групп несколько менялись, но костяки оставались незыблемыми: Кирилл Корабельников и Дмитрий Смуров шли под флагом «Транс-арктической», а Дмитрий Ботов и Константин Епишин – под флагом «Полярных проходимцев». Так обе экспедиции в 2019-м добрались до Певека. В 2020-м Ботов, Епишин и Смуров объединились в одну команду, чтобы завершить намеченный маршрут и достигнуть Уэлена, а Корабельников в одиночку пошёл на Анадырь.

02.jpg

И вот 17 марта 2020 года мы вчетвером вылетели в Певек.

03.jpg

Посадка на самолёт в Москве далась нам непросто - все формальности заняли около полутора часов. Оформление каждого багажного места было долгим. Девочки за стойкой советовались, делали какие-то попытки, что-то уточняли... Время регистрации уже вышло, а мы отправились второй раз в кассу доплачивать за багаж. Потом Костик пошел сдавать ружьё. В некий благословенный момент у нашей стойки появился представительный мужчина в форме. Если бы не его чёткие инструкции и контроль происходящего, мы бы начали мандражировать всерьёз.

Спасибо Андрею Судниковичу и Сергею Кутасову за опеку. Они всячески помогали и простились с нами только у зоны досмотра.

Певек нас встретил короткой, но сильной метелью. Машина, которая везла нас из аэропорта, время от времени останавливалась, – шофёр не всегда мог разглядеть дорогу.Тенями проходили встречные машины. Шофёр приоткрывал окно и вглядывался в пелену, ориентируясь по обочине…

Первый день был посвящён сборке саней, дозакупке продуктов (сахар, оленина…) и подготовке к выходу. Обсуждали целесообразность такого количества запасных лыж. Кирилл настаивал на минимализме в этом вопросе. В тот момент мы не придали этой дискуссии особого значения, и каждый остался при своём мнении, но дальнейшее развитие событий наводит на мысль, что дискутировали мы не вчетвером - кто-то незримый слушал и посмеивался…

04.jpg

Кирилл с подготовкой к выходу справился быстрее и на следующий день, воспользовавшись попутным ветром, с утра ушёл на маршрут. Мы - Дима Ботов, Костя Епишин и Дима Смуров, - попрощавшись с ним, продолжили фасовать запасы.

Разлука наша была непродолжительной. Всего через несколько часов Корабельников вышел на связь - Кирилл сломал саночную лыжу и возвращался пешком, борясь с пургой в лицо. Я вышел ему навстречу. После часа ходьбы по азимуту я начал беспокоиться и всё пристальней вглядывался в белёсую муть, принимая за Кирилла каждый одиноко стоящий торос. Снова созвон и, наконец-то, встреча. Ещё часа два ходьбы, пряча лица от морозного ветра и летящих льдинок, и гостиница приняла нас в тепло и уют своих комнат.

Мы вчетвером подивились мгновенности кармы и с лёгкостью людей обеспеченных выдали Кириллу запасную лыжу, благо тогда их действительно было немало. Ремонт не занял много времени. Забегая вперёд, скажу, что Провидение не ограничилось только одним внушением и ещё не раз проверило, насколько мы усвоили урок.

05.jpg

На завтра был общий старт. Низкие белёсые облака, серые бетонные здания с черными провалами окон, группа людей, проваливающихся в снег по колено и волокущих за собой сани к воображаемой стартовой ленточке… Попрощались и стартовали. Кирилл двинулся на Анадырь, а мы повернули на Уэлен…

На второй день после старта Кирилл снова телеграфировал о поломке лыжи. Но мы были уже далеко от него и могли только сочувствовать.

Три дня наш путь лежал на юг по Чаунской губе.

Была метель и торосы. Безумство ветра - летящий снег превращается в крохотные лезвия, секущие твою кожу. Ты слышишь вой ветра, свист строп, скрежет позёмки… Но стоит тебе прижать шлем к стропам и твоя голова взрывается - голоса повелителей воздуха заполняют её целиком. Десятки, сотни голосов!

Было солнце и был мороз, раскрасивший моё лицо в белые узоры начинающегося обморожения.

06.jpg

Когда же устье реки Млельын гостеприимно распахнуло навстречу нам свои объятья, и мы устремились к манящему берегу, я налетел санями на маленькую, еле торчащую из снега льдинку и… хрум… третья сломанная лыжа за четыре дня - бодрое начало, заставившее нас в дальнейшем быть более, чем аккуратными.

07.jpg

Замена лыжи на льду в мороз - совсем не то же самое, что в тёплой гостинице. Но под чутким руководством Кости-на-все-руки-мастера поочерёдно, пока товарищи отмахивают замерзающие руки, берясь то за сверло, то за отвёртку, за несколько часов мы справились. Обновлённые сани продолжили свой путь. Троллейбусом, конечно, они не стали, но, по мотивам песни Цоя, продолжили свой путь на восток.

И снова то передоз, то безветрие.

Штиль… Мороз… Пронзительное солнце… Слепящая белизна… Ни звука! Стоишь недвижно, растворяешься в бесконечности… Дыхание овеществляется сначала густым туманом, а потом хлопьями снега и ледяной коркой на твоём лице. Постепенно приходишь в себя, делаешь шаг… и крещендо скрипящего снега взрывает тишину!

08.jpg

Несколько дней потрачены на попытки выйти из дельты Млельын. Стартовали. И на хорошем ветре двинулись по реке, но вдруг он скис и кайты легли, а впереди, под опавшей позёмкой, открылся пересекающий наш путь тракт. По его краям глубокие канавы и горы сгребаемого с тракта снега ждали неосторожных. Ещё чуть-чуть, и мы бы влетели в эти противотанковые рвы со своими санями, и количество запасных лыж снова уменьшилось бы. Но на этот раз провидение решило не усугублять ситуацию. Мы выдохнули и заночевали.

09.jpg

А потом был «полёт». Полёт по-над рекой. По холмам, в обход обезобразивших долину реки терриконов золотодобытчиков. По сужающейся долине, по покатым плечам подступающих всё ближе и ближе гор. Под заливающим всё золотым светом солнца, по искрящемуся, взлетающему фонтанчиками снегу. Почти теряя ветер между отрогов и подлетая при сильных порывах на хребтиках. Через перевал и, уже в сумерках, вниз. В свете луны. Неотличимые от собственных теней. Роскошный подарок! Вся моральная усталость первых дней растворилась в этом полёте.

И снова сутки пережидали штиль и любовались снегом, огромными гало и ледяными радугами.

Снег… Каким он бывает разным… Пушистым и невесомым, тогда рука раздвигает его перину, не чувствуя ни малейшего сопротивления. А бывает гладким, упругим. Ты чуть проминаешь его, - он пружинит. Идёшь по нему и оскальзываешься. А то станет на пути шершавыми на ощупь, железобетонными надолбами, от которых ударом горнолыжного ботинка не удаётся отбить ни кусочка!

Затем, без перехода, без предисловий, без плавного вхождения – жёсткий шторм. Прятались за построенной из снега стенкой. Она дрожала и постепенно принимала обтекаемые формы.

10.jpg

И только на третий день мы смогли продолжить свой путь вниз по притоку реки Кэвеем. Выглянувшее было с утра солнышко спряталось в белую хмарь. Пелена сгустилась, и стартовали мы уже в состоянии “ёжик в тумане”. Стараясь не терять друг друга из вида на попутной лавировке, под усиливающимся ветром двинулись вдоль русла реки… Не прошло и пары часов, как ветер окончательно нас прижал. С трудом запарковав штормовики, мы с каждой минутой всё сильнее радовались, что успели это сделать. Ветер буквально сбивал с ног. Поднятая нога тут же норовила улететь. Посмотрев на всё это, мы поплотнее упаковали кайты, встали на лыжи, растопырили руки и… поехали! Мы ехали с санями и без кайтов! Со скоростью до 20 км/ч! Ни до, ни после со мной такого не было!

11.jpg

Где-то в это же время с «большой земли» через наших координаторов пришла телефонограмма от МЧС. В связи с эпидемией короновируса экспедиции рекомендовалось прекратить движение, сойти с маршрута и самоизолироваться. Мы подивились… перечитали… ещё раз подивились… поблагодарили МЧС за заботу и, учитывая сложности с эвакуацией, приняли решение продолжить самоизоляцию в тундре. Людей в последний раз мы видели больше недели назад и чувствовали себя более, чем здоровыми.

Потом была долина Кэвеема. По сторонам - огромные сопки. Некоторые потрясающе обрывистые. Высотой с девятиэтажный дом. Если бы ещё ветер не налетал попеременно с разных сторон, всё было бы великолепно. А то приходилось менять то кайты, то галсы… Никакой упорядоченности! Где-то на берегах этой замёрзшей реки под снежными карнизами прятались наскальные рисунки. Мы даже не стали пытаться их отыскать, заранее смирившись со своим поражением.

Пройдя по рекам Пектымель и Кусывеем, мы выскочили к ещё одной базе золотодобытчиков. Пока шли вдоль Кусывеем, встретили автоколонну, идущую навстречу. Остановились, помахали друг другу, а один из водителей Алексей, - спасибо ему большое, - любезно откликнулся на просьбу поделиться со мной столовой ложкой. Свою я потерял несколькими днями раньше, а потом потерял и чайную (чудеса какие-то!), и друзьям за ужином приходилось меня поджидать, пока я набирал объёмы мерной ложечкой от изотоника. Алексей же с высоты своей кабины приветливо смотрел на нас и очаровывал окрестности воистину голливудской улыбкой.

Вдохновлённые встречей, мы прошли последние километры пешком, добрались до рудника и, с разрешения хозяев, заночевали в тёплом вагончике. С утра ознакомились с наглядной агитацией на стенах, пронаблюдали разводку бригад по рабочим местам и отбыли.

12.jpg

В тот день, преодолев ещё один перевал и оставив по левую руку село Биллингс, мы вышли к морю. Ура! Первая гористая часть маршрута осталась позади. Надежды на ветер и ровную дорогу питали наших внутренних юношей.

Похоже, мы вышли не только к морю, но и “в люди”. Снова встреча! На этот раз с Иваном, заместителем директора рудника в Ленинградском. Он пообещал нам тёплый приём по прибытию. Ленинградцы не могли пройти мимо Ленинградского, а имея приглашение, тем более. Однако до этого события нас ждали ещё несколько сильных впечатлений…

На берегу в привычной палитре окружающего нас пейзажа мы обнаружили нечто новое. Над морем висело тёмное пятно. Везде облака как облака - белёсые, а тут конкретное тёмное пятно. Мы едем, а оно висит и висит. На одном месте. Не двигается. Сначала оно нас немного пугало своей инакостью и гипотетической враждебностью. Шквалы и всё такое… Но время шло, а ничего подобного не происходило. Присмотревшись, мы отбросили варианты типа вторжения пришельцев или прорыва инферно и догадались - там, вдали, была огромная полынья! И вода отражалась в облаках, окрашивая их в тёмный цвет. Маленькое большое чудо!

Снег искрился россыпями алмазов. Мы двигались в сторону Ленинградского вдоль моря и зимника. Дорога между двумя старательскими артелями была накатанной, и вскорости мы добрались до охотничьего домика – балка. Это была железная цистерна, приспособленная под жильё. Ветер дул еле-еле, и было бы опрометчиво не воспользоваться предложенной судьбой передышкой. Мы растопили печку и провели ночь в относительном тепле и уюте. А потом день и ещё одну ночь. Ну, вы догадались, штиль. Отсиживаться в балке было скучно, и мы пошли на экскурсию. Между нами и морем была сопка. На ней стоял маяк.

13.jpg

Конечно, мы не преминули на него залезть. Изучили конструкцию, осмотрели горизонт… Слезли и провели учебные стрельбы по деревянному ящику - для проверки боеспособности членов экспедиции перед лицом возможных встреч с белыми медведями.Покончив с этими важными делами, заскучали и решили продолжить осмотр окрестностей. Сюрприз не заставил себя ждать. Переведя взгляд на кромку торосов, мы обнаружили следы, ведущие из-под сопки в море. Огляделись - больше следов нет. О том, кто оставил эти следы, вопрос не вставал. И так понятно - медведь. На склоне сопки мы нашли берлогу!

14.jpg

Внутри пахло зверем. Со стен свисали клочки шерсти. Повсюду следы когтей. Берлога была трёхкомнатной. Представляя себя медведями, мы облазали её всю.Следы рассказали нам, что мама-медведица с двумя медвежатами ушла отсюда сегодня утром. Кристаллики льда, появившиеся на насте в минувшую ночь, были стёрты их лапами. Мы завтракали в балке, а они в это время уходили… Доброго пути!

15.jpg
фото про берлогу

Стремительный бросок, и мы у Ленинградского! Навстречу выезжает грузовик. Сначала мы не осознали, что это он нас встречает. Помахали, хлопнули на ходу по ладоням вылезших из кабины людей и поехали дальше. А грузовик двинулся следом. Минут через пять мы догадались, что это не спроста! (“Дайте кролику время подумать, и он обо всём догадается!” (с) Винни-Пух). Доехав до околицы, мы сложили кайты и забрались в кузов. Оказалось, что озабоченные нашей задержкой старатели решили выслать машину навстречу. А тут и мы!

16.jpg

Посёлок представлял из себя руины: бараки без окон, с обвалившимися крышами, остовы мощной когда-то техники (Клондайк для сборщиков металлолома) и просто горы неизвестного происхождения. И среди этого хаоса блистал своим великолепием жилой комплекс золотодобытчиков.

Золотодобывающая артель «Шахтёр» встретила нас приветливо.Главврач, расспросив нас о маршруте и контактах, дал добро на ночлег и пользование всеми благами цивилизации. Мы постарались вкусить их в полном объёме. Это был действительно оазис среди полярной пустыни. В артели шёл пересменок, и все жилые помещения оказались переполнены, поэтому спали мы в гараже - громадном ангаре, заполненном техникой. Кроватью нам послужили мягкие сидения-диваны в пассажирском кузове трекола. Было тепло и уютно. Все же остальные восточно-сибирско-заполярные сладости мы вкушали наравне со всеми.

17.jpg

В жилом комплексе принято разуваться при входе, курение категорически запрещено, идеальную чистоту поддерживают постоянно работающие уборщицы. Нас в этот храм чистоты запустили только после санации в душе. Ха! Кто бы сопротивлялся?! А дальше– больше: вкусная и разнообразная еда в столовой до состояния «ох, больше не могу!», комната психологической разгрузки с телевизионной панелью, аквариумом и японскими массажными креслами… Мы чувствовали себя какими-то персидскими шейхами - сидели в массажных креслах, запуская разнообразные режимы массажа, любовались рыбками, смотрели новости и кино, а наша одежда тем временем стиралась и сушилась в прачечной. Да… Эх…

Но всему приходит конец. Пришёл он и нашему пребыванию в Ленинградском. Нас любезно вывезли за околицу, подальше от урбанистических останков, пожелали удачи и помахали вслед. Перед нами снова расстилалась белоснежная тундра. Слева – заторошенное море, справа – горы. Наш путь пролегал между ними.

18.jpg

Мы летели вперёд. Вдруг Дима Ботов что-то закричал, замахал руками и резко изменил курс. Ещё не понимая, что происходит, мы с Костей притормозили и пошли на соединение с ним. Белый медведь! Впереди! Вернее, медведица с двумя медвежатами. Подробности мы рассмотрели позже, убедившись, что медведица осталась на месте, а мы ушли под ветер и можем спокойно двигаться выбранным курсом. Выяснилось, что Дима выбрал себе ориентир – некий бугорок и постепенно к нему приближался. Всё шло отлично, пока бугорок вдруг не поднял голову. Он обернулся и посмотрел на Диму… Вот она – встреча! Удерживая Костю от попыток подъехать поближе и взять автограф на память, мы ещё некоторое время любовались на уходящее к морю медвежье семейство. Дима, тем временем, под впечатлением от неожиданной встречи старался увеличить дистанцию и продолжал смещаться на восток…На Чукотке в апреле медведицы встают из своих берлог на склонах холмов и уводят медвежат в море - к трещинам и полыньям учиться добывать себе пищу.

Потом мы шли по заснеженным пляжам Чукотского, или ещё Восточно-Сибирского, моря. Созерцали вставшие на дыбы, да так и замершие, ледяные волны. День пути, и мы в посёлке Рыркайпий на мысе Шмидта! Что ни название – история!

На подходе с нами случилось ещё одно чудо – мы попали во вчера… Да, я знаю про линию перемены дат и всё такое, но, согласитесь, иногда надо забыть о нюансах и воспринимать мир как сказку. Простите великодушно…

19.jpg

Рыркайпий распахнул нам объятья. Нас встречал Максим (о пользе спутникового трекинга у нас и наличия интернета у него) – прекрасный фотограф, сотрудник Медвежьего патруля и прочее, и прочее… Его снегоход подцепил наш караван и доставил прямо к дому. Пустующая квартира была в нашем распоряжении. Разговоры, рассказы, посиделки на кухне - всё, что мы так любим.

20.jpg

Не обошлось и без курьёзов. Сидим мы дома, смотрим за окно – пурга, только что крыши не улетают. Вдруг стук в дверь.

– Входите, открыто! Интересно, кто? Максим ушёл недавно, больше знакомых у нас тут нет…

На пороге милиционер! Оп-па! Дела… Здороваемся, представляемся. Просит нас, когда будем свободны, подойти в участок – зарегистрироваться, то да сё… Выясняет нашу историю, планы. Рассказывает, что по селу уже слухи поползли о чужаках, неизвестно откуда взявшихся, которые в магазины заходят, людей местных коронавирусом заражают… Мы ссылаемся на двухнедельную самоизоляцию в тундре, текущее самочувствие, осмотр врачом в «Шахтёре»… Он понимающе кивает, извиняется и просит без нужды по селу не гулять, людей не пугать – мол, всё понимает, но люди… Расстаёмся довольные друг другом.

Потом было Знакомство.Чукотская семья - Валера и Татьяна - пригласили нас в гости. Очень интересные люди! Медвежий патруль. Они и Максим так загрузили нас информацией, что возникло ощущение, будто мы сто раз уже встречались с медведями. Поупражнялись в чукотском языке. Послушали про историю края.

21.jpg

Татьяна исполнила несколько национальных песен под бубен и с горловым пением. Потрясающие ощущения! Очень красиво! Кажется, что сердце начинает биться в такт с ритмом, гортанные звуки поднимают что-то внутри, и оно подступает к горлу. Мы прослезились - так расчувствовались. Слова непонятны, но вибрация, эмоция… Да… Вот и сейчас вспомнил - слеза навернулась.

22.jpg

Встали рано. Медвежий патруль в полном составе на двух снегоходах провёз нас по всем достопримечательностям и вывез в поля. Состоялась фотосессия - мы катались, нас фотографировали. Потом трогательно попрощались, обнялись и расстались.

23.jpg

Некоторое время мы бодро шли под кайтами, восхищаясь бесконечной линией застывшего прибоя. А затем продолжили прогулку по пляжам Чукотского моря уже пешком– ветер кончился.

Дни и километры… Заструги образуют потрясающие пространственные узоры: чешуя, песок, сосновая кора, древесина разных пород - хвойных, лиственных…

Балок… Коса Двух Пилотов… Что ни ночёвка - с видом на море. По вечерам вокруг палатки расставляем датчики движения, реагирующие на тепло. Пока ужинаем, они срабатывают на нас. Утром - на солнце. Соловьи рассветные… так их! Но лучше так, чем без них. Спим, а под рукой лежат фальшфейеры и ружьё…

Немного о белых медведях…Как с ними взаимодействовать? Этот вопрос нас весьма тревожил. Мы обнаружили пять свежих следов медведиц с медвежатами, увидели три медвежьих семьи, прокладывающих свой путь от берлог к морю,сами посидели в берлоге...За пройденный отрезок маршрута на нас вывалилась куча интересной информации на эту тему, и, что немаловажно, из первых рук - от тех, кто общается с медведями непосредственно. Нам рассказали, что делать при встрече, какие издавать звуки, что значат эти звуки для медведей... Всё это ввело нас в конструктивное русло.

Есть поведенческая норма, на которую стоит ориентироваться. Конечно, могут быть исключения – больные, истощённые медведи и т.п. Общий посыл - они любопытны, и вы - не их основная кормовая база. Взаимоотношения строятся на уважении. Не следует паниковать, дёргаться. Важно внимательно наблюдать за поведением и адекватно реагировать. Вас предупредят несколько раз о нежелательности контакта, и вы можете сделать то же самое. При этом не надо забывать, что это зверь. Его рывок - 60 км/ч, и весовая категория существенно превосходит вашу. Не убегать! Станете добычей! Убежать всё равно не удастся, если не бегаете со скоростью 70 км/ч. Не поворачиваться спиной! Вытянутая шея вверх – любопытство, вниз и прижатые уши - атака. Шипение, клацание зубами, выпады в вашу сторону - предупреждение. Вы можете делать то же самое. Язык жестов... Полутораметровая палка - инструмент защиты. Защита - удар по носу.

Впереди река, а название ей -Амгуэма! Как фантастически звучит! Как будоражит воображение! Амгуэма… На окаймляющих устье сопках, словно сторожевые башни или загадочные инистые великаны, проступают сквозь туман останцы. Фигуры то совершенно скрываются во мгле, то бьют по глазам чёрно-белыми контрастами. Они пришли сюда из тех времен, когда о человеке ещё и не слышали. Настороженно проходим под их равнодушными взглядами.

------------------

От Дмитрия Ботова:

«В этих местах произошла интересная встреча. Мы разглядели вдали балок и направили к нему свои паруса. Рядом - замысловатая вязь антенн на растяжках. Из балка вышли двое, мы припарковались. После взаимных приветствий нас пригласили внутрь на дружеское чаепитие. Содержимое балка нас весьма удивило - там красовались горы какой-то аппаратуры, несколько мониторов, лампочки мигали, рации шипели… В середине восседал некто третий. Не иначе как шпионская малина! Хотя обитатели вроде наши. Да и угощали по-нашенски.

24.jpg

Оказывается, в мире есть такое увлечение (и даже клубы его приверженцев!) - забраться куда подальше, совершить максимальное количество сеансов связи с такими же радиолюбителями со всего света, всё это зафиксировать и денька через три отправиться обратно. «Ну, вы и чудики!», - захотелось сказать, но осёкся, поглядев на своих парней. В голове мелькнула невнятная мысль насчёт индивидуальных особенностей схождения с ума, но не задержалась».

------------------

День прибытия в посёлок Ванкарем стал днём убегающих кайтов. Во время обеда мой попытался удрать, оторвав стяжку баула, за которую был припаркован. Костин сделал попытку угнать сани. Слегка понервничали, побегали, поиграли в догонялки… Пресекли.

Вот и посёлок! Прошли вдоль непонятных техногенных останков, мимо погоста и сложили крылья на площади возле домов. Пока мы сворачивались, подтянулись местные посмотреть на невидаль и перекинуться парой слов. Однако, как только мы завели речь о ночлеге, интерес быстро утих. Причина всё та же и реакция понятна. Как сказал один из жителей: «Вы поймите, к нам никто не приедет, никто лечить не будет. Если заболеем, окажемся вон на той сопке… где погост». Что тут скажешь…

25.jpg

К счастью, в посёлке была метеостанция – приют всех путников в Заполярье. Накормили, напоили, спать уложили. А поутру мы покинули гостеприимный кров. Впереди нас ждал поселок Нутэпэльмен.

------------------

От Дмитрия Ботова:

«Движение далее вдоль моря не представлялось возможным, так как гористая местность подошла вплотную, выдаваясь мысом. Как всегда в таких местах, море вставало на дыбы обширными полями торосов. На юго-восток, в сторону сопок, уходил след вездехода. Что ж, нам было по пути. Удобный ветер начал нас легко поднимать на склоны сопок, километры пути легко ложились нам под ноги. Вокруг блистал красивейший день. Бескрайняя синева неба, отдельные хлопья тумана, обтекающие сопки, фантастические горы вокруг и напористый ветерок, который то разгонял нас на вершинах сопок, то вытаскивал из глубоких лощин. Так бы нестись целый день! Хм, кто ж нам даст?!

Нечто непонятное на дороге постепенно обрело очертания вездехода. Беглый осмотр показал, что вокруг никого, и только снегоходный след в том же направлении показал намерения наших попутчиков. Ещё через какое-то время обитатель тундры, видимо, поменяв планы, перестал быть попутчиком и попался нам навстречу. В короткой беседе выяснилось, что что-то в машине сломалось, а транспортируемый груз требует спасения, с этой целью он мчит обратно, однако! После этой встречи наш шикарный ветер начал давать сбои. В итоге, не достигнув побережья, мы устроились на ночлег в красивейшем межгорье с багряной подсветкой небосклона».

------------------

Да, место было удивительным и восхитительным. Мы оказались в громадном горном цирке. Вершины водили вокруг нас хоровод, небесный свод искрил мельчайшими кристалликами льда, легкие порывчики прилетали со всех сторон, но их не хватало, чтобы выбраться из этой красоты. Перекусили, попили чайку и пешочком… пешочком… Сначала вверх с остановками, а потом уже веселее - вниз к морю. Спугнув пару песцов, мы облюбовали себе место для стоянки и, как обычно, заночевали с видом на море. Оранжевая луна над голубыми торосами. Лунная дорожка на узорчатом снегу. Похрустывал наст, еле заметный ветерок изучал тент палатки, время от времени заливались трелью сторожевые датчики, реагируя на тепло готовящегося ужина... Пастораль.

26.jpg

Слева - Чукотское море, справа – огромный, на полтора десятка километров залив. Перед нами - уходящая вдаль узкая коса. Попеременно, то пешком, то на кайтах, мы приближались к селу Нутэпэлмен - краю земли! Именно так переводится с чукотского это название. Местные встретили прекрасно! Поселили в дизельной. Звучит не очень, но только звучит! Это комфорт - душ, кухня, койки... Помылись, простирались, посушились, сделали профилактику саням, отремонтировали примус, закупили "ништяки". И да! В этот день мы отпраздновали 1000 км пройденного пути по треку!

Был прекрасный прогноз по погоде. Мы уже раскатали губу и видели себя в Нешкане - это 120 км по генеральному курсу. Что ж, бога мы рассмешили...

------------------

От Константина Епишина:

«Тронулись утром, как только позволил ветер. 40 км фордака поперёк высоких застругов при полном отсутствии видимости. Вообще полный сюр! Видишь кайтеров, висящих в воздухе, подбрасываемых неведомой силой. Смотришь на свои лыжи и не видишь под ними рельефа. Полная пространственная дезориентация, только мозжечок работает! Скорость ощущается только на застругах. После поворота на восток стало немного полегче – бакштаг, но всё же поперек застругов. Было много падений. У Смурова оборвало дышло, потом и у Смурова, и у Ботова оборвало верёвки на трапециях для крепления саней. Под конец дня Ботов таки сломал лыжу на санях. Всё чинили в дороге. Потеряли много времени. Мечты о хорошем расстоянии разбились о реалии жизни.

------------------

27.jpg

Да,туман, снег … Всё белое. Что под лыжами - определяли на ощупь. Передние кромки кайтов обледеневали и хрустели. Парковались по слуху со звоном бьющегося стекла, - и это почти не шутка. Видели только маяк да крест, что в тех местах почти одно и то же. Прошли примерно половину от намеченного.

Нешкан, с чукотского – «голова нерпы», мы проскочили в середине следующего дня. Был ветер, и заходить в него не хотелось, наша цель - Энурмино. Оттуда начнётся последний и самый сложный отрезок нашего маршрута. Мелькнули далёкие крыши домиков, помаячила пара снегоходов, и снова тундра, снова прибрежные косы. А впереди, в полном соответствии с названием села - «находящийся за холмами» - закрывала нам проход гора.

Штурм начался во второй половине дня в условиях встречного ветра. Мы елозили по склону влево и вправо, упирались в каменистые россыпи, пытались использовать выполаживания для более острой зарезки на ветер и радовались каждому десятку метров пройденного подъёма. Перевала мы достигли уже в начале сумерек. Короткий отдых между кекурами – каменистыми столбами, образованными процессами выветривания. Перегруппировка и спуск уже по восточному склону горы к загорающимся маячками огням Энурмино.

28.jpg

Администрация нам в приюте отказала, ссылаясь на запрет свыше. Но мир не без добрых людей. Нашлась они и тут. Местная барышня поселила нас в своём запасном доме - в тепле и уюте. Утро началось с того, что местные собаки сожрали у нас из баулов четыре пакета тушёнки и пару пакетов сгущённого молока. Нас это несколько расстроило, но не остановило. Даже наоборот – подхлестнуло в намерении скорее добраться до Уэлена. Впереди горы и каньоны. «Последний бой – он трудный самый…»

Красивый отход от села с попутным ветром на больших кайтах и затяжной подъём на перевал. Ветер постепенно усиливается, мы меняем кайты… начинается метель… на перевале переходим на штормовики и ныряем в белую мглу спуска в долину реки. Идти стараемся так, чтобы не терять из виду впереди идущего – по его поведению остальные заранее узнают о характере местности. Снега в горах не меряно - сани погружаются до баулов.

29.jpg

А дальше мы попали в струю! Ветер стал попутным и повторял изгибы реки. Мы скользили причудливыми изгибами русла по наледям, огибали заросли кустарника, пролетали мимо обрывов… Всё это происходило в бодром темпе, только успевай поворачивать. И вот, проскочив какой-то очередной сугроб, я вдруг обнаружил, что подо мной ничего нет и я падаю в яму, не задевая лыжами её краев. Бух! Сани оказываются на уровне головы, я стою по колено в снегу, и, кажется, где-то внизу журчит вода… Ребята говорят, было незабываемое зрелище исчезновения человека. Ехал впереди и раз – остались только сани. Выбрался, вытащил отстегнувшуюся лыжу, сани… поехали дальше.

Это феерично! Это фантастично! Это каньонинг пополам с кайтингом! Если у вас жёстко ограничено время, то ходить туда не стоит! Это сказка, которая может оказаться прекрасной, а может и ужасной. Как пойдёт…

Русло повернуло под прямым углом, и всё кончилось. Снег – по колено, промоины, то жёсткая турбула, то полное отсутствие ветра, то пешком, то под кайтом. Дима Ботов провалился одной ногой в воду по колено. Тут уж мы не удержались, достали чашечки и приступили к дегустации. Вода вкусная!

30.jpg

Следующий день выдался напряженным.

------------------

Константин Епишин:

«Турбула – жуть! То складывает, то отрывает от земли. На одном из порывов меня приложило – чуть в ботовские сани не влетел. Потерял в пухляке и кустах лыжу. Искали часа 3-4. Ботов таки нашёл».

------------------

Это действительно было чудом! Разобрав кучу-малу из рук, ног, саней, кайтов и тому подобного мы недосчитались костиной лыжи. Сначала просто походили по следам, прикинули что-куда ехало… и не нашли. Вы представляете?

До Уэлена ещё километров 100. Скорость пешком с санками по руслу реки – 2 км\ч. Если идти по 10 часов в день – 5 дней…если ноги не отвалятся раньше. А мы не можем найти лыжу!

Разметили участок квадратами, взяли лопаты... на полметра вглубь! Нету! А вместе с лыжей нет и креплений…Через пару часов поисков Костю посадили за переделку запасной саночной лыжи под ходовую. Ботинок на болтах и шурупах к лыже… Остальные продолжают копать… И вот, когда всё более-менее реальное было перекопано и мы, Димы, в задумчивости и недоумении бродили по месту катастрофы, бормоча «…поиграл, а теперь отдай…», а Костя вонзал в ботинок очередной шуруп, Дима Ботов нашёл! Нашёл лыжу в полуметре от вскопанного. А нам казалось, что вскопали с запасом… Вот оно… счастье!

Сплясав на радостях джигу, мы обнялись, поклонились на все стороны и двинулись дальше, обсуждая, не хватит ли на сегодня дуэлей и не пора ли поставить палатку? Но что-то нас тащило вперёд. И вот, за очередным поворотом реки - чудесный балок. Все дискуссии тут же прекратились, и мы встали.

31.jpg

Третий день в горах не уступил предыдущим. Каньоны постепенно мельчали, но появившиеся заросли кустарников вдоль русла создавали замысловатые лабиринты. Мы походили всеми галсами, под всеми размерами кайтов по этим узким извилистым дорожкам. Малейшая ошибка, и можешь идти выпутывать из жадных веток свой кайт. Из кустов выбегали зайцы, шныряли куропатки. Природа была восхитительна. А мы радовались, что горы вокруг становились всё ниже. Вырвавшись из их объятий на оперативный простор прибрежной полосы и поймы рек, мы заночевали.

Хочется сказать, что нам очень повезло, что ветран а этом горном отрезке были попутными. Если бы они подули с любого другого направления, мы бы застряли! Три дня легко превратились бы в неделю, а кайтинг - в пеший тур.

Последний рывок! Без явных ориентиров, по приборам. Временами приходили снежные заряды, сужая видимость до длинны строп. Но равнинный рельеф не доставлял нам хлопот, а ветер был ровным - все каньоны с их турбулентностями остались позади. В гордом кильваторном строю мы вышли к Уэлену.

32.jpg

Немного в стороне от нашего курса на льду лимана расположились два человека со снегоходом – рыбаки, подумали мы. Но почему они все такие белые: и люди, и снегоход? Ну, кто знает местные обычаи… Мы уже видим Уэлен, и на “рыбаков” отвлекаться не будем. Вперед!

Сзади взревел мотор и белый снегоход с торчащей радиоантенной и двумя “рыбаками” с автоматами за плечами вышли на параллельный нам курс. Пограничники! – догадались Умные Кролики. Остановились. Пожали друг другу руки, посмеялись. Из тундры появилась ещё пара снегоходов с экипажами. Мы оказались удачным объектом учений, чего ж добру-то пропадать?!

Погранотряд Уэлена произвёл на меня очень хорошее впечатление. «Заряженные», знающие своё дело, органичные, приветливые… Помогли с размещением, подсказали что да как, познакомили с людьми и местными достопримечательностями. Подсказали, как добраться до аэропорта в Лаврентия. И сельская администрация нам благоволила. Спасибо!

Итак, в сопровождении снегоходов мы въехали в Уэлен! Финиш! Ещё не окончательно осознавшие, что маршрут пройден, что впереди у нас остались только культурная программа и дорога домой, что дело шести лет подошло к завершению, мы поблагодарили встречающих за участие, разместились в гостинице, приняли душ и уселись на кухне, задумчиво глядя друг на друга.

33.jpg

На завтра у нас была плотная программа. Началась она с посещения знаменитой косторезной мастерской, экскурсии по музею и разговора с мастером-косторезом. Конечно, мы привезли оттуда сувениры. Затем выход к Берингову проливу в метель, салют из ракетницы и торжественное распитие шампанского с замерзающими на лету брызгами. Ракетница замерзала и отказывалась стрелять, а кружки падали от ветра.

34.jpg

И на десерт - купание в тёплых геотермальных источниках… На берегу лежит снег, поверхность воды едва тёплая, а ноги обжигает… В среднем температура по больнице нормальная.

Гештальт был закрыт, нас ждала долгая дорога к дому… Ожидание самолета в Лаврентия в гостеприимной артели китобоев с дегустацией всех видов китового мяса.

35.jpg

Транспортник до Хабаровска. Летайте транспортниками, мне понравилось – ближе к жизни. И уже из Хабаровска через Москву в Питер, к тем, кого мы не видели уже больше месяца. По кому скучали. К тем, кого мы любим!

36.jpg

Спасибо Вам, наши родные и любимые!

Спасибо Вам, наши прекрасные друзья!

Дмитрий Смуров».

 Возврат к списку