Одна из ценностей в жизни – это свобода. В альпинизме тоже. К этой свободе люди идут долгие годы, приобретая необходимый опыт, без которого свобода невозможна.

Начав заниматься альпинизмом, я сказала себе, что не важны ни разряды, ни мастерские звания, главное дойти до того уровня, когда можно просто пойти куда хочешь: приехал в горы, увидел вершину, которая понравилась, и полез на нее.

Наши третье и четвертое восхождение – абсолютно разные. Одно – самое техническое из пройденных в рамках проекта– маршрут «Sinigaglia» на вершину CrodadaLago (2701m), (L.Sinigaglia e P.Dimai, 1983 г.), IV+ UIAA, по российским критериям, ориентировочно 4Б кат.тр. Второй маршрут – километровая виа-феррата на Чиветту.

С самого начала нам хотелось, чтобы все восемь восхождений стали не похожими один на другой, поэтому, при составлении плана, выбирались разнообразные маршруты – технические скальные, как CrodadaLago и Catinaccio, снежные, как Мармолада, а так же ферраты и хайкинги. Хотелось, чтобы все три недели прошли в удовольствие, а не так, что уже улазался «до тошноты».

 

Третий эпизод

CrodadaLago (2701m), маршрут «Sinigaglia», IV+ UIAA

Запоминающимися место и поездки делают не только горы, маршруты и окружающие красоты, но и люди, которых встречаешь по пути. Казалось бы, только чудесные люди создают чудесную атмосферу и состояние души, но иногда и другие личности придают свой шарм и привносят изюминку.

Перевал Giau воистину стал самым колоритным. То, что это одно из пафосных мест в Доломитах, стало понятно еще по пути к перевалу: мимо неслись кабриолеты, феррари, ламборджини и вереницы мотоциклистов. Мотоциклисты, когда сталкиваешься с ними на остановках, на перевале или в кемпинге – это нормальные люди, такие же путешественники, как и мы, только на моторизованном двухколесном средстве. Но когда вкручиваешь на велике на перевал, а они проносятся мимо, постепенно начинаешь дико ненавидеть все моцики в мире, а заодно и феррари с ламборджини. Воздушная волна, особенно когда мимо проносится цепочка из десятка этих гонщиков, колбасит не устойчивый на подъеме велосипед со смещенным из-за велосумок центром тяжести. Причем в этот момент начинает заносить то к краю обрыва, то, наоборот, под колеса этих слишком близко проносящихся метеоров.

На перевале Giau нас ждал настоящий бомонд. Те самые феррари и ламборджини, промчавшиеся мимо нас, выстроились ровными рядами. Дорогущие шоссейные велики валялись не пристегнутыми вокруг открытой террасы местной харчевни, в которой, похоже, собралась вся велосипедная элита шоссейников-спортсменов. Улыбающиеся девушки, лавировали с подносами мимо шумных столиков. Хозяин сего заведения, восседал на высоком стуле за кассой, смотря на всех поверх круглых очков и жал без остановки на кнопки кассового аппарата. Все здесь дышало элитным туристическим местом, где стригут бабло, и ничуть не напоминало милый фермерский ресторанчик под SassdiPutia. Хотя и тут на перевале Giau, безусловно, тоже свой определённый запоминающийся колорит.

Но это единственное место, где нам отказали в просьбе оставить на пару дней велосипеды и велосумки. Кассир-тире-хозяин посмотрел поверх своих очков и покачал головой. После того, как мы спустились чуть ниже, в поисках другой хижины или отеля и не найдя ничего работающего, снова вернулись и спросили, можно ли хотя бы просто оставить велики на улице сзади хижины? Кассир-тире-хозяин разрешил, сказав, что никто за них не будет отвечать.

Состегнули вместе наши велосипеды, оставили все, что не ценное, в сумках на багажнике одного из велосипедов, положив туда же следящий треккер, и понадеялись на то, что этому бомонду на феррари не нужно наше барахло. Но так как перевал проходной, и не только феррари через него «проходят», то все ценное забрали с собой и, пройдя километр по тропе, спрятали в осыпях. И отправились в хижину CrodadaLago, поистине райское место на берегу красивого озера с очень душевными хозяевами.

Почти каждый день начинался со слов: «У нас есть такая опция и такая…». Неизменными оставались ключевые перевалы и запланированные вершины, а вот второстепенные пути подъезда и маршруты восхождений иногда можно было выбирать. Это и было той свободой, о которой написано вначале.

Так, например, на Тофани планировали пойти виа-феррату, потому что она историческая, еще со времен Мировой войны. Но из-за погоды и грозового фронта, в итоге, пошли классический альпинистский маршрут. А на CrodadaLago, по плану основным вариантом была двойка (normalroute, eastwalltoforcellaEötvös), идущая через перемычку Eötvös, названную по имени венгерских баронесс-альпинисток Илоны и Роланды фон Этьвеш (Ilona и RolandavonEötvös). Поэтому, казалось, что этот маршрут концептуален для нашей женской интернациональной команды.

Альтернативным вариантом, менее интересным с исторической, но более интересным с технической точки зрения, была четверка – маршрут «Sinigaglia». Придя в хижину CrodadaLago, мы увидели крупное фото с нитками маршрутов, после чего я тут же сказала, что двойку мы не пойдем, так как очевидно, что она идет по кулуару, а значит там будет все сыпать. Как потом оказалось, на «Sinigaglia» мы тоже находились постоянно «как на войне» под градом камней, которые летели сверху из под лидера и из под веревки, но вероятно на двойке все было бы в разы хуже.

По описанию спуск идет по этой двойке, но девушка в хижине, чей брат работает местным спасателем и гидом, проконсультировавшись с братом по телефону, сказала, что они с «Sinigaglia» спускаются по пути подъема, и типа там пробиты новые станции. После этой консультации приняли окончательное решение идти четверку и спускаться по ней же. Правда, эти «новые станции» оказались сопливыми петельками и изредка один-два маленьких кассиновских крюка, забитых в трещину наполовину. Так что везде пришлось вешать свои петли и делать свои станции. Со страховкой на «Sinigaglia» все очень бедно, она под стать аутентичным крючьям и станциям. На спуске порезали один свой репшнур на расходные спусковые петли. Так сказать облегчились, чтобы легче вкручивать на велике, но не надолго, так как перед Чиветтой потом пришлось купить 15 метров тонкой веревки восьмерки.

Было два решающих момента на маршруте, когда весь проект мог тут же и закончиться, и дальше мы бы просто поехали кататься по Доломитам и пить итальянское вино.

Именно на CrodadaLago мы были очень близки к тому, чтобы отступить. Началось все с пары спущенных друг на друга камнепадов, когда даже в воздухе от ударов об скалы разбивающихся на мелкие осколки камней пахло паленым камнем и пылью почти как порохом. И вслед за этим пара питчей четверочного лазанья почти без промежуточных точек страховки по таким скалам, где в любой момент могло что угодно вывалиться из под рук или ног. Все это вызвало внутренний надлом, сильно хотелось повернуть назад.

– Ну что, лезем дальше или возвращаемся? – задавали друг другу вопрос.

– Решай ты, – спихивали друг на друга решение.

А пока никто не хотел принять его, одни руки машинально перебухтовывали веревку, другие – перевешивали железо. И мы лезли дальше следующий питч.

– Давай посмотрим что там за углом, и тогда решим, – говоря это на каждой станции.

Самый критический момент наступил буквально в одной веревке от вершины. Ведь дюльфера по пути подъема могли занять столько же времени, сколько и подъем, с учетом того, что спускаться надо аккуратно, местами лазаньем, чтобы веревка не застряла при продергивании, и чтобы не засыпать друг друга камнями. А помимо самого маршрута, к нему еще долгий подход/отход – на спуске сначала предстоял траверс по покатым сыпушным полкам над скальными обрывами, потом спуск по осыпному кулуару, в котором в это время лежал фирн и лезть приходилось по границе фирна и скал, так как на этот скальный маршрут с восточной экспозицией мы не взяли кошки, а в конце тропы еще дюльфер по скалам.

Момент трудного выбора настал, когда осталась последняя веревка, а часы показывали 14 часов – время точки возврата, чтобы успеть спуститься в хижину до темноты. Но отступать уже не хотелось, решили рискнуть.

Последний рывок, и вот она – наша третья вершина, которая далась в трудной внутренней борьбе. Самые запоминающиеся мгновения, когда вылезаешь из-за перегиба скал и видишь улыбающееся лицо напарницы. Тот момент, про который обычно говорят: «И пробили слезы радости». Хочется обнять друг друга и весь мир, раскинувшийся, как на ладони, вдали за острыми пиками, окружающими со всех сторон этот «трон», на котором ты стоишь.

К сожалению, именно на этой самой запоминающейся вершине, не было времени, чтобы насладиться в полной мере. Хотя мы все же позволили себе такую роскошь как провести на ней минут 15-20. И вниз…

Дюльферяли в конце тропы на перемычку над озером уже в лучах красивого закатного солнца. Жалько, что фото на телефоне не передают всю красоту мгновения.

В хижину спустились ровно до темноты.

 

Четвертый эпизод

Четвертой горой стала Чиветта. Тут по плану также было два варианта. Рабочий вариант – normalrout и альтернативный – феррата Alleghesi.


Сначала мы зашли в турофис, чтобы получить консультацию в каком состоянии маршрут. В офисе сказали, что на normalrout лежит снег, нужны ледорубы и кошки. Кошки – есть, а ледорубов нет, только одна пара палок на двоих. Соответственно, там может ждать такое же экстремальное «приключение», как на Тофани, только раза в три длиннее. Но неоправданного экстрима больше не хотелось. По словам сотрудника турофиса, феррата в лучшем состоянии, хотя местами тросы могут быть под снегом. Спросили, можем ли мы обратно по ней спускаться. Сотрудник сказал, что они так не делают, но да, можем. Решили, что окончательное решение примем, когда подойдем под маршруты и посмотрим сами на их состояние, так как они находятся рядом.

Купили в спортивном магазине 15 метров тонкой веревки, чтобы не нести с собой основную. Надо было пройти маршрут очень быстро и налегке, потому что по плану в этот день предстоял самый большой набор высоты подъема и спуска за день – 1600 метров набор и 1900 метров спуск. А хотелось еще успеть в магазин. У нас в очередной раз заканчивались продукты!

Оказавшись в нужном цирке и взглянув на маршруты, решили, что более оптимально полезть феррату.

Хотя шли быстро, но по пути нас обогнали двое парней, двигающихся еще быстрее. Под началом маршрута догнали еще двойку – парень с девушкой.

Пока те четверо как-то долго надевали обвязки и ели сухпайки, мы быстро подошли, быстро собрались и полезли, решив, что парни по пути обгонят. Но один питч, другой, третий, четверть маршрута, треть, а они все не обгоняют, и мы про них забыли. После Крода де Лаго легко и весело бежалось, как Вертикальный километр по стене, в буквальном смысле этого слова. С парнями, а затем и со второй двойкой, встретились уже на спуске в верхней трети маршрута. Немного пообщались и дальше вниз.

Спустившись под маршрут, по тропе побежали уже в прямом смысле слова, со скоростью скайрайнеров.

Настя назвала Чиветту грозной, но мне она показалась величественной, могучей, подавляющей, но не грозной. Хотя, думаю, что если бы мы попали в грозу на этой феррате, то она превратилась бы в грозную и страшную. Километры металлического троса и сотни анкеров, болтов и железных ступеней. Вообще, не представляю, как эти итальянцы затащили все это туда. Я прониклась к ним уважением. До этого на той паре-тройке феррат, что довелось сходить когда-то в Доломитах, были старые ржавые тросы времен войны. Так что эту феррату на Чиветту прикольно сходить любому, даже крутому альпинисту. Просто, чтобы оценить размах и гениальность человеческих сооружений.

Спасибо компании RedFox за легкую технологичную экипировку, которая существенно сэкономила вес наших велосумок и сильно выручала на маршрутах.

 Возврат к списку