500 км на пароме, 1000 км на машине, 50 км на велосипеде и 100 км пешком.
В рамках фестиваля «100 километров от Рождества до Рождества».

Сборная команда: Ирина Морозова – Анжелика Лебедь (Россия, Санкт-Петербург, редакция журнала Red Fox) и Анастасия Босых (Латвия, Рига).

Все началось с того, что нам с Настей пришла светлая идея полазать в декабре в Арко. Просто билеты от Таллина до Милана были очень дешёвые, всего за 50 евро туда-обратно. А Таллин – это срединная точка между нами, то есть между Питером и Ригой.

Потом я пригласила Настю встретить Новый год у нас в деревне, в Бабаево, в Вологодской области. А по пути между Таллином и Бабаево столько разных интересных мест, что в голову пришла ещё более светлая идея – заехать на Аландские острова.

– Что там делать зимой? – спросила Настя.

– Прокатиться на велосипедах! – ответила я.

Вот только нас три девчонки, и с тремя пассажирами в маленькую легковую машину могли поместиться всего два велосипеда. Получается, что кому-то надо бежать сзади или придумывать для себя другое развлечение.

IMG_20171225_124247.jpg

– Эврика! – воскликнула я. – У нас же есть Таня Коваль с её фестивалем «100 километров от Рождества до Рождества». Так что третий велосипед не нужен.

– 100 км за день на Аландах мы не пройдем, – констатировала прагматично Настя.

– Сотню можно и за сутки пройти, – улыбнулась я. – Как в мультигонке.

– Не получится. Не более 30 км в день, – открыв и прочтя Положение, парировала Настя. – Кто будет потом в деревне наматывать оставшиеся километры?

– Об этом мы подумаем потом, – типичная логика всех авантюристов, готовых с головой броситься в очередное приключение.

За четырёхдневными итальянскими похождениями, перелётами, встречей с таллинским другом-альпинистом Борисом Мушинским и рождественскими базарами, да варкой привезённого из Италии осьминога, чуть не пропустили окончание приёма заявок. Написали в мессенджер Тане Коваль: «Хотим. Что делать?» И Таня заявила нас сама. В какой класс – даже не знали, но решили, что об этом тоже подумаем потом. И стартовали, встретив Рождество.

Самое главное для нас – не победа, а фан. А «100 километров от Рождества до Рождества» – концептуальная идея. И дабы оставаться в теме и соблюсти концепцию, прикольно стартовать в ОДНОМ Рождестве, а финишировать – в ДРУГОМ. Ну, вы понимаете о чем я? Стартовать в месте, где отмечают первое Рождество, а финишировать там, где отмечают второе.

1_Morozova_100km_START.jpg

25 декабря. Старт

Наша команда стартовала в самом центре весёлого празднования Рождества по григорианскому календарю, отправившись в путь от Ратуши на центральной площади Старого города Таллин. Отсюда мы прошли километр по древним улочкам, по брусчатым мостовым, мимо церквей и старинных зданий, к современным высоткам до места парковки, где нас ждала наша машина. Это была лёгкая и приятная километровая разминка. Впереди – 100 км пешком. Кроме того, нас ещё ждали велосипеды, погруженные в разобранном виде в маленькую легковую женскую машинку. В нашей команде – три девчонки, которые любят стиль fast&light, что значит: максимум километров и приключений с минимумом вещей и девайсов. Поэтому и машина такая компактная – под fast&light.

Маршрут 1: протяжённость – 1 километр, время в пути – 13 мин

25 декабря. День

Так как в Таллине в нашем распоряжении был весь рождественский день, то мы отправились на машине в сторону национального парка «Пирита», где и прошли шестикилометровый трек по «тропе здоровья».

ДЛЯ СПРАВКИ: Эстония создала настоящую сеть троп здоровья в разных местах страны. Это около 900 км специальных мест, поддерживающих здоровье людей.

Среди таких «троп здоровья» очень популярна спортивная тропа по парку Пирита, по которой и пролегал наш первый маршрут в рамках фестиваля «100 километров от Рождества до Рождества». Совершив большой круг по двум берегам реки и монастырскому лесу, мы прошли мимо Ботанического сада, полюбовались достопримечательностями района и познакомились с эстонскими приверженцами скандинавской ходьбы.

Один из них, похоже, бывший военный, заметил, что нас за нашу «кривую» технику надо отправить на гауптвахту, и поставил нам ПРАВИЛЬНЫЕ движения скандинавской ходьбы. После чего построил всех троих в шеренгу на «равняйсь, смирно, шагом-марш…», и мы со счастливым напутствием отправились шагать на «раз-и-два, раз-и-два».

IMG_20171225_124426.jpg

Девиз нашей команды: «Uz priekšu!», что в переводе с латышского означает “ВПЕРЕД!” Так что все последующие километры мы шагали браво и весело.

Правильной скандинавской техникой.

 IMG_20171225_124531.jpg

Несмотря на то, что иногда использовали вместо телескопических палок подручные средства, самый древний инструмент человека – деревянные лесные палки. Ведь наша машина была забита не только велосипедами, но ещё и веревками, карабинами и разным скалолазным снаряжением, с которым мы лазали в Италии. А также баулами с палаткой, ковриками, тёплыми вещами и спальниками, так как нам хотелось в Италии предновогодней романтики, и мы ночевали в палатке, а не в скучных отелях. Всё это снаряжение вместе с многочисленными новогодними подарками теперь ехало с нами в этой самой маленькой машине. Поэтому для трёх пар палок места в ней уже не осталось.

На самом деле, преимущество скандинавской ходьбы перед другим видами активности, такими как катание на лыжах или на коньках, – в том, что для скандинавской ходьбы не требуется никакого специального инвентаря, как коньки или лыжи. Нужны только палки. Но это могут быть ЛЮБЫЕ палки: телескопические – которые используют туристы или альпинисты, лыжные – которые используют лыжники, или обычные палки, которые можно подобрать в лесу. Все дело в технике шагания, а не в инструменте.

Маршрут 2: протяжённость – 6 км, время в пути – 1 час 28 мин

Национальный парк Пирита, 15 км к востоку от Таллина

26 декабря. Утро

Из Эстонии мы поплыли на пароме на Аландские острова – в один из малоизведанных и уникальных уголков Скандинавии, которая, собственно, и является родиной скандинавской ходьбы, поэтому концептуальным было начать не только в зоне григорианского Рождества, но и у истоков скандинавской ходьбы. Ведь мы – три девчонки, которые любят fun.

Приплыв на пароме в Мариехамен рано утром, поехали в южную часть цепочки островов, где припарковались около биологической станции Nåtö. Здесь в целях сплочения командного духа и просто веселья ради прошли все вместе короткий двухкилометровый маршрут по природному заповеднику Nåtö.

2_Morozova_100km_best.jpg

ДЛЯ СПРАВКИ: Природный заповедник Nåtö – это лесистый луг. Лесные луга были распространены на Аландских островах до конца 19-го века, но изменения в сельском хозяйстве в течение последних 100 лет привели к исчезновению большинства этих районов. Сегодня сохранились лишь некоторые из бывших сочных лугов. Большинство из них – заповедники. Лесные луга – самый разнообразный тип среды обитания на Аландских островах.

Пройдя по природной тропе Nåtö, мы узнали о растениях, которые растут в этих районах, и о том, как поддерживается культурный ландшафт.

IMG_2017-12-26_104921_HDR.jpg

Наш путь пролегал мимо традиционных усадеб и береговой линии, затем через ореховые рощи и луга с редкими видами растений, включая орхидеи. Правда, эти орхидеи мы смогли увидеть только на информационных табличках, так как сейчас зима.

IMG_2017-12-26_105104_HDR.jpg

РЕЗЮМЕ: тропа Nåtö – для любителей природы, которые хотят узнать больше о жизни растений и животных и о том, как сохраняется сельское наследие. А наша команда – это как раз такие любители природы и неизведанных уголков планеты.

Маршрут 3: протяжённость – 2 км

Национальный парк Nåtö (в 6 км к югу от центра столицы Аландских островов Мариехамена)

26 декабря. День

Размявшись прогулкой по заповеднику Nåtö, две участницы нашей женской тройки – Ира и Лика – достали из багажника велосипеды и поехали на них в сторону Лемланда, места запланированной ночевки.

Alandi_2.jpg

А Настя, доехав туда же на машине, приняла эстафетную палочку «100 километров от Рождества до Рождества» и отправилась шагать скандинавской ходьбой по пешеходной тропе муниципалитета Лемландсленд, которая проходит через Лембёте, Кнутсоду, Сёдерби, мимо церкви Лемланда, построенной в 1200-х годах.

Вдоль тропы есть 11 информационных щитов, рассказывающих об этих местах.

IMG_20171226_144224.jpg

Во время пути Настя взошла на холм Бисторп, высшую точку острова Лемланд, высота которого составляет 77,2 м. Альпинистов вечно тянет куда-то взойти, даже если это скандинавская ходьба.

Маршрут 4: протяжённость – 9,3 километра, время в пути – 2 ч 15 мин

IMG_20171227_101511.jpg

27 декабря

Рано утром Ира с Ликой выехали на велосипедах в обратный путь к паромному терминалу в Мариехамене.

Alandi_3.jpg

Alandi_4.jpg

IMG_20171227_120618.jpg

А Настя, снова быстро докатив на машине, продолжила шагать «100 километров от Рождества до Рождества», и прошла ещё один скандинавский маршрут Kasberget в окрестностях Мариехамена и озера Prästträsket, который идёт мимо местных усадеб и церквей, по пути снова покорив какой-то холм. 

Маршрут 5: протяжённость – 5,7 километра, время в пути – 1 ч 10 мин

IMG_2017-12-27_110742_HDR.jpg

28-30 декабря. Тайм-аут

После Аландских островов у нас была долгая дорога домой. Сначала на пароме до Турку, затем на машине из Финляндии в Санкт-Петербург. В Питере пара дней выпала на закрытие всех гештальтов, чтобы в Новый год не прийти с недоделанными делами и работами. Затем снова загрузились в машину, уже без велосипедов и верёвок, и отправились в деревню, где по традиции много лет встречаем Новый год.

Таким образом, стартовав в центре условно католического рождества, мы отправились в оплот православных традиций: в российскую глубинку Вологодской области – город Бабаево.

31 декабря. Утро и день

В канун Нового года, 31 января, когда уважающие себя русские мужики идут в баню, две девчонки из нашей команды – Ира с Настей – неспешно прошли небольшой 3-х километровый маршрут по лесной тропинке, укатанной снегоходом. После чего передали эстафету Лике, которая, в свою очередь, прошагала 4 километра по улицам города. Собственно, Ира с Настей сходили в лес за ёлкой, а Лика – по магазинам, но путь оказывается бодрее и веселее, когда шагаешь его с палками в рамках фестиваля «100 километров от Рождества до Рождества». О, да, тут уже проблем с палками не было – у альпинистов обычно весь дом завален треккинговыми палками, и нет нужды искать посохи в лесу. Так что, вооружившись лёгкими палками Red Fox Elbrus Race, мы двинулись в путь.

Маршрут 6: протяжённость – 3 километра, время в пути – 2 ч 18 мин

Маршрут 7: протяжённость – 4.1 километра, время в пути – 1 ч 24 мин

1-2 января. Тайм-аут

Затем случился Новый год. Подхватив на пароме какой-то «горло-насморк», мы решили 1 января не вылезать из дома никуда, кроме как к колодцу за водой и в сарай за дровами. Весь день смотрели: «С легким паром», «Операция Ы» и другие приключения Шурика, наматывая километры разве что мысленно или от дивана на кухню за вкусняшками и обратно.

2 января. День

2 января пришла пора совершить очередной десант в магазин, куда мы и отправились, вооружившись треккинговыми палками, и приобщая жителей Бабаево к скандинавской ходьбе.

Маршрут 8: протяжённость – 4,8 километра, время в пути – 2 ч 11 мин

Ира и Настя. Время такое потому, что забыли в магазине нажать кнопку стоп.

IMG_20180106_115239.jpg

2 января. Тайм-аут

После 2 января у Насти началась обычная рабочая неделя с ежедневными скайп- конференциями. В Латвии ведь нет таких длинных рождественских новогодних каникул, как в России. Да и мне надо было навёрстывать и отрабатывать предрождественско-предновогодние поездки по Европе.

К тому же, 3 января начался снегопад, который шёл, не переставая, и заваливал всё кругом снегом со скоростью 10 сантиметров в час. Пришлось целый день откапываться, чтобы иметь доступ к сараям и всем необходимым стратегическим объектам. 10 сантиметров мокрого тяжёлого снега в час – это вам не 100 километров за 13 дней. Это серьёзнее.

Поэтому мы совсем забыли о фестивале, занятые работой и застигнутые суровой реальностью деревенской жизни – вода, дрова, лопата.

4 января. День-вечер

Но тут вдруг Лика, самый молодой и неспортивный участник нашей команды, встала, оделась, и мужественно вышла в пургу, благоразумно надев на себя светоотражающую жилетку. Пошла наматывать километры по окружным дорогам Бабаево, попутно прививая в России культуру хождения пешеходов по ночным загородным трассам. В Европе все пешеходы и велосипедисты ходят и ездят по трассе в светоотражающих жилетках, таким образом, водители сразу их видят. А вот в России пешеходы – тёмные пятна для водителей. Не захочешь – а собьёшь.

Так что наш призыв ко всем любителям скандинавской ходьбы: если идёте ночью по дороге – наденьте поверх пальто или куртки жилет со светоотражателями. Купить можно в любом большом супер- или гипермаркете.

Маршрут 9: протяжённость – 10 километров, время в пути – 2 ч 10 мин

Анжелика

26637909_740994909445176_1127525595_n.jpg

5 января. Утро

После того, как Лика прошла 10 километров сквозь пургу и северные сумерки, пришлось призадуматься: нехорошо ведь, чтобы чьи-то усилия пропадали даром. Взыграл командный дух. Надо упереться и пройти 100 километров.

Только вот глянули, а времени осталось всего два дня. А в нашем активе меньше половины, всего 45 км с хвостиком. Но мы же «спортсменки, комсомолки…», и просто упёртые девчонки. Что нам эти 55 км за пару дней? Учитывая, что с палками скорость можно было бы развить до 6-7 км в час и больше, если бы снежная каша и гололед не мешали.

Главное – рассчитать, чтобы не превысить ограничения фестиваля: не более 30 км в день.

Решено – сделано. Рано утром Ира, как зачинщик участия в этом фестивале, отправилась за всех отдуваться, то есть наматывать километры. В хорошем темпе, так как надо ещё успеть и поработать, прошла кругами по лесным просекам, где выгуливают собак – 18 километров, 2 из которых Маверик не записал, поэтому получилось 16-ть с хвостиком.

Обидевшись на телефонный девайс и на то, что он съел с таким усилием отвоёванные километры, снова захотелось на все плюнуть.

Маршрут 10: протяжённость – 16,3 километра, время в пути – 3 ч 04 мин

Ира

5 января. Вечер. 22 часа

Поужинали. Выпили вина. Посчитали время. И снова взыграл спортивный азарт: мы же крутые девчонки – надо «добить» 100 км. И Ира с Настей ушли в ночь по улицам Бабаево.

Пятница, 11 вечера. Мы быстро шагаем, усиленно работая палками, увязая в снежной каше на местами нечищеных деревенских улицах и скользя на мокрых шоссе и обледенелых дорогах. Надо успеть до 24 часов пройти необходимый километраж, поскольку на следующий день, 6-го января, зачтётся только тридцатка, не больше.

Гуляющие тепло укутанные влюбённые парочки смотрели странно на нас, быстрым шагом пробегающих мимо них в лёгких спортивных куртках. Дважды проехала полицейская машина. Сбавила скорость. Но видимо, мы им не показались особо подозрительными, так что они не остановились и не спросили, что мы делаем в половине 12 ночи с палками на дороге.

Итак: за 10 минут до полуночи и наступления новых суток успели прошагать необходимые километры, так что на следующий, заключительный день осталось пройти ровно 30 км.

Маршрут 11: протяжённость – 8,2 километра, время в пути – 1 ч 29 мин

Ира и Настя

IMG_20180105_222607.jpg

6 января. Финиш

Осталось 30 километров, которые надо не просто намотать. Мы наконец-то прочитали внимательно Положение и выяснили, что один из критериев оценки – краеведческий. Поэтому пошли по краеведческим местам Вологодской губернии.

Попутно я узнала много нового о местах, где находится мой загородный дом, и познакомила Настю с местными достопримечательностями.

ДЛЯ СПРАВКИ. Одна из достопримечательностей Бабаево – это вовсе не Бабаевская шоколадная фабрика, как думают все, кто проезжает на поезде станцию Бабаево. Архитектурным и историческим памятником является городской железнодорожный вокзал и старинный паровоз Эр 711-11.

26694621_740994996111834_1019411454_n.jpg

В центре Бабаево недалеко от вокзала стоит памятник, который был построен благодарными жителями в память воинов, которые погибли в Великой Отечественной Войне.

Если уйти за окраины Бабаево, то недалеко от города сохранились старинные здания села Борисово-Судское. В комплексе этого архитектурного памятника, который раньше находился на древнем тракте, находятся усадьбы дворян. Здесь располагаются усадьбы бывших дворян Пушторских, дворян Долгово-Сабуровых и дворян Качаловых. Комплекс этого села представляет собой большой и популярный архитектурный памятник, который в советские годы привлекал в город и район большое количество туристов.

IMG_2018-01-06_134228_HDR.jpg

И ещё в Бабаево есть санаторий «Каменная гора», правда ныне пришедший в лёгкое запустение. Поэтому заключительной частью маршрута стал путь к Каменной горе. Это третья «высота» которую мы «покорили» на пути в «100 километров от Рождества до Рождества». Каменная гора – охраняемый памятник природы с проложенными пешеходными дорожками.

IMG_2018-01-06_123724_HDR.jpg

Летом тут велотрек, а зимой – лыжные трассы. Не только в Европе и Скандинавии, но и у нас на родине есть природные объекты с оборудованными дорожками, лыжнями и маршрутами. И не только в двух столицах или на популярных курортах в Сочи, Ергаках, на Кавказе. Хотя в отличие от Скандинавии у нас пока больше катающихся на лыжах, чем ходящих с палками. К слову, с треккинговыми палками на Каменной горе были только мы.

IMG_2018-01-06_124557_HDR.jpg

Маршрут 12: протяжённость – 16,5 километра, время в пути – 4 ч 10 мин

Ира и Настя

Маршрут 13: протяжённость – 6 километров, время в пути – 1 ч 12 мин

Ира

Маршрут 14: протяжённость – 10 километров, время в пути – 2 ч 05 мин

Лика

Постскриптум. Мы участвовали в фестивале «100 километров от Рождества до Рождества» исключительно ради ФАНа. И если на что и претендуем, то только на приз “for fun”.

Веселитесь, друзья. Весёлого вам Нового 2018 года!

IMG_2018-01-06_131533_HDR.jpg

Наши «100 километров от Рождества до Рождества» в цифрах:

25 декабря

1 маршрут – 1 км – 13 мин – средняя скорость = 4.76 км/ч

2 маршрут – 6 км – 1 час 28 мин – средняя скорость = 4.08 км/ч

26 декабря

3 маршрут – 2 км (сбой навигатора, время и скорость не рассчитать)

4 маршрут – 9.3 км – 2 ч 15 мин – средняя скорость = 4.1 км/ч

27 декабря

5 маршрут – 5.7 км – 1 ч 10 мин – средняя скорость = 4.87 км/ч

31 декабря

6 маршрут – 3 км – 2 ч 18 мин – средняя скорость = 1.3 км/ч

7 маршрут – 4.1 км – 1 ч 24 мин – средняя скорость = 2.93 км/ч

2 января

8 маршрут – 4.8 км – 2 ч 11 мин – средняя скорость = 2.20 км/ч

4 января

9 маршрут – 10 км – 2 ч 10 мин – средняя скорость = 4.6 км/ч

5 января

10 маршрут – 16.3 км – 3 ч 04 мин – средняя скорость = 5.3 км/ч

11 маршрут – 8.2 км – 1 час 29 мин – средняя скорость = 5.54 км/ч

6 января

12 маршрут – 16.9 км – 4 часа 10 мин – средняя скорость = 4.05 км/ч

13 маршрут – 6 км – 1 ч 12 мин – средняя скорость = 5.88 км/ч

14 маршрут – 10 км – 2 ч 05 мин – средняя скорость = 4.8 км/ч

Итого: 103.3 км

 Возврат к списку